USD
447.40₸
-1.490
EUR
477.55₸
-0.380
RUB
4.76₸
BRENT
88.18$
-0.610
BTC
62062.60$
-1473.300

В программе развития АПК необходимо сместить акценты

Что должно быть отражено в новом документе?

Share
Share
Share
Tweet
Share
В программе развития АПК необходимо сместить акценты- Kapital.kz

В программе развития агропромышленного комплекса (АПК), которая будет разработана по поручению президента Казахстана, больше внимания должно быть уделено основному производителю – хозяйствам населения. Таким мнением с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz поделился экономист Жарас Ахметов.

В пятницу, 9 сентября, на расширенном заседании правительства Нурсултан Назарбаев поручил до конца года разработать государственную программу развития АПК по аналогии с Государственной программой форсированного индустриально-инновационного развития. Базой для нового документа должна послужить программа «Агробизнес-2020».

По мнению Жараса Ахметова, в обновленном варианте должны быть учтены и исправлены недостатки действующего документа. «Выгоды от программы «Агробизнес-2020» получал небольшой круг сельхозтоваропроизводителей (СХТП), в сельском хозяйстве формировались неравные конкурентные условия, что тормозило его развитие», – поясняет эксперт. Он считает, что эта программа, можно сказать, с самого начала была ориентирована на поддержку крупных СХТП.

Глава государства поручил отразить в новой программе в числе прочих такой момент, как доступность кредитования для сельхозтоваропроизводителей.

Комментируя «денежный вопрос», Жарас Ахметов отметил, что главная проблема – в недоступности кредитов. В настоящее время основная масса СХТП не имеет к ним доступа. Отсюда – невозможность обновлять основные средства, расширять производство, покрывать кассовые разрывы и пр.

Игроки объединяются, проблемы решаются

Помимо разработки отраслевого документа, глава государства дал еще несколько поручений. Выделить 97 млрд тенге в этом году на поддержку агропромышленного комплекса. Усовершенствовать систему субсидирования АПК, сократить неэффективные субсидии. Принять меры по организации кооперативов на селе (это поручение дано правительству и акиматам. - Ред.). Вести жесткий контроль над рациональным использованием земель сельскохозяйственного назначения – задача для акимов и Министерства сельского хозяйства РК.

Что касается кооперативов: в конце октября Нурсултан Назарбаев подписал Закон «О сельскохозяйственных кооперативах». Такие объединения станут ядром этой отрасли экономики, и они должны быть сильными.

В свое время в комментарии «Капитал.kz» Жарас Ахметов назвал принятие закона потенциальным серьезным шагом к развитию аграрного сектора. Эксперт Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры Динара Жангужекова, отметила, что слабых, раздробленных хозяйств, где нет ни технологий производства, ни качества продукции, в стране больше половины. Иллюстрация этой ситуации: 80% имеющегося на сегодняшний день поголовья скота сосредоточено в личных подворьях.

«Укрупнение мелких игроков позволит решить самые острые проблемы. Фермеры смогут брать кредиты и расплачиваться по ним, смогут закупать дорогостоящую технику, корм и удобрения оптом, будут получать субсидии, покрывать расходы, связанные с неразвитой в стране логистикой и пр. – крупным коллективам эти вопросы решать проще и выгоднее, чем мелким», – пояснила Динара Жангужекова.

Субсидии. Новые подходы

В прошлом году также активно обсуждались тема эффективности финансовой помощи фермерам и новые подходы к субсидированию.

«Объем субсидий из госбюджета ежегодно растет, сейчас он достигает примерно 200 млрд тенге, а отдачи нет: выпуск сельскохозяйственной продукции не отвечает этому уровню финансирования», – обрисовывал ситуацию председатель правления НПП «Атамекен» Аблай Мырзахметов. В растениеводстве погектарные субсидии составляют около 35 млрд тенге (почти половина всех средств, выделяемых для этого направления). Неэффективность использования этих средств видна на примере фермеров, выращивающих зерновые культуры: в 2011 году было выделено 7 млрд тенге, в 2014-м – 8,6 млрд тенге, рост составил 20%, а объем выпуска в то же время сократился – с 709 млрд тенге в 2011 году до 477 млрд тенге в 2014-м.

Поэтому государство решило изменить подходы к субсидированию. Отныне оно намерено направлять средства на субсидии, которые будут стимулировать приобретение техники, оборудования, внедрение технологий, улучшение генетики, покупку семян, гербицидов, удобрений, привлечение консультантов, внедрение новых разработок. Их новая миссия – повысить конкурентоспособность агропромышленного комплекса.

«Обновляешься, модернизируешься – будешь получать субсидии. Асфальтные фермеры – те, которые занимаются сельским хозяйством по остаточному принципу, ничего не получат, и, я думаю, они и не должны получать», – представил в общих чертах новый механизм экс-министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков.

Озвучивалось, что новые подходы субсидирования будут применяться в растениеводстве с 2016 года, в животноводстве – с 2017-го.

Рациональность во всем

Проблема нерационального использования земель сельскохозяйственного назначения в Казахстане стоит достаточно остро: ежегодно теряются сотни, а то и тысячи гектаров плодородных земель. Однако, по словам юриста, международного эксперта по земельному и экологическому праву Бакытжана Базарбека, экологический фактор в Правилах рационального использования земель сельхозназначения не учитывается, «они нацелены только на то, чтобы наказывать собственников земель и землепользователей».

Комиссия по земельной реформе предложила вести постоянный мониторинг использования сельхозугодий в первые пять лет ежегодно и в последующие три года на орошаемых землях, на богарных землях – каждые пять лет. Это позволит усилить контроль над рациональным использованием земель. Как пояснил Бакытжан Базарбек, этой мерой в числе прочих комиссия решила усилить институт аренды в Казахстане (сохранение института аренды сельхозземель для физических и юридических лиц сроком до 49 лет – одно из решений, принятых комиссией).

Эксперт уверен: мониторинг должен проводиться с участием общественности. В самом Земельном кодексе опустынивание земель должно учитываться как фактор риска. Правила рационального использования земель сельхозназначения должны предусматривать механизмы, освобождающие землепользователей от ответственности, если они столкнутся с таким природным фактором.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.