У 28% опрошенных казахстанцев, живущих в крупнейших городах, дети чаще проводят досуг перед телевизором. 23% городских детей играют в видеоигры на компьютере или смартфоне, и лишь 16% играют во дворе. Отдать своих детей в спортивные секции сегодня могут лишь 20%, 51% детей не занимаются спортом. Причем речь в маркетинговом исследовании «Лаборатории проектов» идет об алматинцах, шымкентцах и астанчанах, то есть о жителях больших городов, где спорт в принципе доступнее. Однако 43% горожан готовы тратить на спортивные секции для своих детей максимум 10 тысяч тенге, еще у 19% нет на это времени, сообщает корреспондент центра деловой информации kapital.kz.
Что делать?
Те, кто лишен возможности устроить здоровый досуг своему ребенку, могли бы пользоваться социальными площадками. Их устанавливают по принципу государственно-частного партнерства, и, например в Алматы, в данный момент строят порядка 300 площадок. Это, впрочем, не гарантирует решения вопроса массового детского спорта. «Я очень горжусь алматинцами (конкретными людьми и компаниями), которые присоединились к здоровому тренду, начали строить спортплощадки, заливать катки, благоустраивать дворы за свои деньги. В некоторых случаях площадки делают из подручных средств сами жильцы. Но находятся вредители – при этом председатели КСК, которые, наоборот, должны поддерживать активистов, ставят палки в колеса и испытывают ощущение от своей важности. Так, одну активистку, которая сама с соседками сделала детский городок, председатель КСК обвинила «в незаконном захвате земли и строительстве детского паровозика из бревнышек», натравила участкового. Но это же абсурд», - сказала в ходе пресс-конференции, посвященной детскому досугу, президент общественного фонда Sport Concept Анна Шелепова.
Подобные случаи, по ее словам, тем более обидны, если учесть, что инициативные граждане сегодня еще, к сожалению, в меньшинстве. «Мы, например, сами вкладывали деньги в площадки, но их нужно поддерживать в дальнейшем. Площадка должна быть самоокупаемой. Городские власти готовы помогать в установке площадок в формате ГЧП, но не поддерживать их в нормальном состоянии. Многие ждут, пока за них это сделают. Бывает, жильцы так и говорят частным лицам: мол, не надо никаких площадок от вас, нам акимат должен. Но если ждать помощи со стороны, наши дети уже вырастут», - сказала Анна Шелепова.
Другая проблема – качество спортивных площадок. «Давайте сделаем не 300 дворов, а 100. Но сделаем качественно, и пусть соседские дети приходят на спортплощадки в ближайшие дворы, создают дворовые команды, клубы, развивают массовый спорт, учатся общаться, дружить, становятся здоровее», - призвала спикер.
Однако из-за экономических проблем частные компании сокращают свои бюджеты на благотворительность. Поэтому гражданам все чаще приходится надеяться только на себя. С другой стороны, депутат мажилиса Ирина Смирнова, упомянув принятие нового бюджета, сказала, что тема финансирования массового детского досуга будет поднята ею в Парламенте.
Какую выгоду может извлечь из этого бизнес?
Заработать серьезные деньги на установке спортплощадок во дворах не получится. Бизнесмену, ищущему прибыль, будет трудно конкурировать с государством и общественными организациями, которые устанавливают площадки бесплатно.
Отметим, что только 29% жителей крупных городов Казахстана имеют хорошие спортивные площадки в своих дворах.