18 июля 26-летний Руслан Кулекбаев убил пятерых человек и ранил еще восемь. Прежде чем главой МВД была озвучена хронология произошедших событий и стало понятно, что всего один человек держал в страхе двухмиллионный мегаполис, жители находились в информационном вакууме. Долгое время от официальных источников не было каких-либо внятных объяснений происходящего. Полицейские отказывались давать комментарии журналистам, выезжавшим на места событий, в результате в социальных сетях и мессенджерах появлялась недостоверная информация.
Министр внутренних дел Кулмуханбет Касымов пригрозил, что те, кто дезинформировал общество, понесут наказание. «Мы сейчас возбудили уголовное дело в отношении лиц, которые распространяли эту информацию. Посоветовал бы вот этим блогерам и корреспондентам обратиться за помощью к адвокатам», – сказал глава МВД на заседании правительства во вторник, 19 июля.
Однако, по мнению многих, это не граждане, а власти виновны в создании информационного вакуума, игнорируя вопросы журналистов, они породили идеальную ситуацию для диких слухов. В частности, такого мнения придерживается политолог Досым Сатпаев. В интервью корреспонденту делового еженедельника «Капитал.kz» он констатировал: государство вновь проиграло информационную войну со слухами. По его словам, это тем более странно, учитывая, что самой власти, казалось бы, выгодно, чтобы информация была достоверной.
Что с полицией?
По словам Кулмуханбета Касымова, Кулекбаевым двигало чувство мести. В общей сложности за грабеж и хранение оружия он провел в колонии 5 лет и 11 месяцев. Там, по словам министра, он и затаил злобу на правоохранителей.
Многие казахстанцы, отдавая дань уважения погибшим, все-таки задаются вопросом: все ли в порядке с отечественной полицией в целом? Высказывалось мнение, что полицейские после первого убийства на их же территории (когда Кулекбаев застрелил постового в РУВД и отобрал у него автомат) могли бы действовать быстрее, на дав стрелку войти в кураж. Кулмуханбет Касымов, выступая на брифинге в Алматы, по этому поводу сказал, что ему за своих подчиненных не стыдно, и они все делали правильно. Тем не менее он же, взяв слово на заседании правительства, подчеркнул, что сейчас планируется организация служебной и боевой подготовки личного состава полиции. Для этого в министерстве уже создают центры специальной подготовки сотрудников с подразделениями в территориальных департаментах.
Кроме этого, вновь поднимается вопрос о ситуации в казахстанских тюрьмах. Как отметил Досым Сатпаев, превращение казахстанской пенитенциарной системы в инкубатор террористов отметили даже в Совбезе. Разумеется, ничто не оправдывает проявленной 18 июля жестокости, но радикальная реформа казахстанских тюрем и зон необходима.
Как, впрочем, необходима и реформа всего нашего общества. «Причина радикализации в Казахстане – это проблема организации, особенно в молодежной среде, плюс криминализация. Конечно, сказываются и другие проблемы, такие как безработица, низкие доходы, коррупция, которые усиливают проблемы социальной несправедливости в обществе и дают почву для проповедников радикализма», – сказал директор Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) Ерлан Карин.
Что делать?
На законодательном уровне: КНБ разработан проект закона о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам противодействия экстремизму и терроризму. Законопроект включает поправки в 6 кодексов и 18 законов по ряду направлений. Об этом заявил глава КНБ Владимир Жумаканов. «Во-первых, ужесточается ответственность за преступление экстремистского, террористического характера путем увеличения нижних и верхних пределов сроков лишения и ограничения свободы. В качестве обязательной меры наказания вводятся нормы о конфискации имущества. Во-вторых, дальнейшее совершенствование законодательства о защите объектов, уязвимых в террористическом отношении. Охранные организации будут включены в число объектов, ответственных за обеспечение антитеррористической защиты охраняемых ими объектов. В случае уклонения от исполнения антитеррористического законодательства предусматривается возможность приостановления деятельности объектов, недостаточно защищенных в антитеррористическом отношении, до устранения нарушений», – рассказал глава КНБ.
Для профилактики терроризма следует отвращать молодежь, особенно нетрудоустроенную, от безделья. Так считает министр здравоохранения и социального развития Тамара Дуйсенова. На последнем заседании правительства она предложила отправлять неустроенную молодежь в армию, в стройбаты, которые, по мнению министра, следует возродить.
Известный политолог и общественный деятель Айдос Сарым, беседуя с корреспондентом «Капитал.kz», подчеркнул, что властям следует учесть две вещи. С одной стороны, естественно, надо усиливать органы правопорядка: улучшать качество их работы, материально-техническую базу и т.д. С другой стороны, по его словам, властям необходимо не «закручивать гайки», а напротив, начать с обществом открытый диалог.