В Алматы, чтобы разгрузить дворы от машин, планируют установить «умные» шлагбаумы и построить многоярусные парковки, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Директор компании «Алматы Спецтехпаркинг сервис» Марат Принбеков, выступая на слушаниях общественного совета, напомнил, что возведение многоярусных парковок планировалось уже давно. Однако земли, выданные под их строительство, все время использовали не по назначению. Теперь же, по словам Марата Принбекова, аким Алматы поручил изымать эти участки и строить там парковки.
«Выделили (земли. – Ред.) под паркинги, но их переквалифицировали. Начали строить дома, рестораны и кафе. Аким поставил задачу сделать подробный анализ участков, кто (построил. – Ред.) не по цели – изъять и передать в нашу компанию. Здесь и будут стоять те машины, что мешают во дворах, а также иногородние машины, 200 тысяч которых въезжают в город ежедневно», - сказал Мурат Принбеков.
Для этих же целей он предложил установить шлагбаумы, которые будут пропускать только жителей конкретных дворов. Людям придется зарегистрировать в КСК свои данные – номер автомобиля и телефона, а также предоставить справку с места жительства. Водители пожарных машин и машин скорой помощи, конечно, смогут заехать во двор без регистрации, но им все-таки придется заранее сообщить диспетчерам о своих целях, что отнимет время.
Представители общественности, выслушав Мурата Принбекова, неоднозначно встретили его инициативы. Например, члену общественного совета Бекнуру Кисикову шлагбаумы и жесткие правила парковки напомнили антиутопию Джорджа Оруэлла. «Знаете, к нам ведь часто приезжают гости. Надо понять, как они смогут заехать во двор. К тому же использование личных данных, как мне кажется, нарушает права человека. Здесь есть вопросы с точки зрения закона, Конституции. В общем, по этому поводу не все понятно, остается много вопросов», - сказал в разговоре с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz Бекнур Кисиков.
Жителей города также интересует, кто будет заниматься внедрением нововведений – государство или бизнес. Мурат Принбеков, видимо предчувствуя подобный вопрос, сразу сказал, что земли, которые используют не по назначению, отдадут в их компанию. При этом он подчеркнул, что они намерены выполнить свои обязательства перед городом, сделав все на хорошем уровне. «Кроме того, все эти новшества принесут налоги для города», - сказал Мурат Принбеков, пояснив, что, по его данным, в среднем 17 тысяч машин паркуют не там, где положено. «Это 2 млн долларов только за штрафы», - добавил директор «Алматы Спецтехпаркинг сервис».
Отметим, что эта компания была государственной, но затем 70% передали в доверительное управление с правом выкупа. По словам Марата Принбекова, власти города пошли на это, чтобы привлечь инвестора, который способен заняться вышеназванными проектами всерьез и закупит качественные технологии. Также спикер подчеркнул, что на строительство парковок не было потрачено ни одного бюджетного тенге: все за частные деньги, заверил он.
Другой вопрос, который подняли общественники: кто будет отвечать за сохранность автомобилей на новых парковках и не заставят ли повторно платить за выкупленные когда-то паркинги? Алматинцам советовали не строить иллюзий, так как гарантии сохранности автомобилей на платных парковках никто и никогда не дает. Но у автомобилистов будет возможность застраховать свой автомобиль с помощью паркомата на все время парковки. Предполагаемая стоимость такой страховки - 10% от стоимости часа парковки, то есть 10 тенге.
Однако, судя по первой реакции общественности, эти инициативы, несмотря на аргументы Марата Принбекова, могут «затормозить». Например, генерал Махмут Телегусов сетовал, что большинство горожан ничего не знают о шлагбаумах и парковках. По его мнению, подобные нововведения, если и надо вводить, то постепенно. «Для начала попробуйте в одном районе города», - дал совет генерал. Напомним, что по закону маслихаты городов должны учитывать мнение общественного совета.
Впрочем, все эти «новинки» в любом случае появятся не сразу. Например, внедрение автоматизированной системы парковок (а этот проект все-таки требует больше времени и усилий) будет проходить в три этапа. Сначала введут четыре формы оплаты, затем разработают специальные устройства для автоматической оплаты с помощью GPR, которые будут крепить на лобовое стекло автомобиля. В конце, уже на третьем этапе, будут применяться современные технологии, с помощью которых можно будет отслеживать все автомобили, въезжающие в город.