Агентство «Медиа-Систем» и деловой еженедельник Капитал.kz проанализировали обсуждения ЕНТ в социальных сетях. Для анализа был изучен недельный срез массива пользовательских постов с 3 по 9 июня общей численностью 12 тыс. 327 публикаций с упоминаниями «Единый национальный тест», «ЕНТ», «Ұлттық бірыңғай тест», «Ұбт».
По результатам анализа чаще всего обсуждают количество набранных баллов (3040), делятся своими результатами, спрашивают, куда с такими результатами можно поступить, и так далее. Вторая тема по популярности – читинг (864). Пользователи активно ищут и предлагают шпаргалки, рассказывают про свой и чужой опыт списывания, выражают свое мнение по поводу этичности, делятся новостями о пойманных за руку. Третья тема по активности обсуждения – апелляции (111). Здесь речь идет о результатах апелляций, обнародованных случаях некорректности тестовых заданий, о несогласии с результатами тестирования.
Рейтинг тем для обсуждения вокруг темы ЕНТ
Основной площадкой для обсуждения ЕНТ является Vkontakte (64%), что вполне отражает портрет казахстанской аудитории социальных сетей. Среди авторов преобладают школьники (младше 18 лет - 44,7%).
На фоне обсуждения результатов ЕНТ идет активное обсуждение казахстанских вузов. И это вполне естественно, так как молодые люди активно обсуждают, куда лучше поступать.
Рейтинг упоминаемости казахстанских вузов
Примечательно, что активность обсуждения казахстанских вузов резко возросла 12 мая после скандально известных откровений выпускника ЕНУ. Для сравнения, с 11.04 по 11.05 в социальных сетях было зафиксировано только 1,5 тысячи упоминаний вузов. А в период с 12.05 по 12.06 зафиксировано уже более 25 тысяч упоминаний. Среди всех обсуждаемых в социальных сетях вузов Казахстана только 7 из них смогли набрать более тысячи упоминаний.
* Лидером по упоминаемости в социальных сетях с большим отрывом остается КазНУ им. аль-Фараби (7986).
* На вторых позициях примерно с равным достижением идут ЕНУ им. Гумилева (3435) и знаменитый Нархоз (3120), недавно переживший ребрендинг.
* AlmaU (бывший МАБ) идет на четвертом месте (1806). И
* КБТУ вместе с КазНТУ им. Сатпаева, находящиеся в стадии объединения, – на пятом месте (1435 на двоих).
В рамках «вузовской» тематики пользователи социальных сетей обсуждают все, начиная от престижности диплома, заканчивая особенностями студенческой жизни вне учебы. Таким образом, маркетологи смогут найти в социальных сетях исчерпывающую информацию о реальной репутации вузов, сложившемся имидже, конкурентных преимуществах и особенностях целевой аудитории.
Для сравнения, рассмотрим частоту упоминаний первой семерки рейтинга, но уже в казахстанских СМИ.
Здесь Назарбаев Университет и KIMEP оказались выше, чем в социальном рейтинге. Интерес к этим двум вузам со стороны журналистов оказался выше, чем со стороны пользователей социальных сетей. При этом КазНУ оказался лидером в обоих рейтингах, есть с чем поздравить PR-менеджера.
Площадками для обсуждения вузов являются Vkontakte (37%) и Facebook (33%), а авторы данной темы более взрослые (18-24 года – 55,6%). Так воочию наблюдается перетекание взрослеющей молодежи во взрослые сети, а заодно делаем вывод – вузам необходимо работать с целевыми аудиториями в первую очередь в «юных» социальных сетях.
Для ознакомления с полными результатами медиаисследования обращайтесь в редакцию Капитал.kz.