Уран – особое богатство Казахстана. Редким государствам повезло с запасами этого стратегически важного элемента. Казахстан – первый в мире по объемам добычи урана (около 24 тысяч тонн в 2015 году) и второй по разведанным запасам (после Австралии). Казахстанский урановый концентрат обеспечивает около 40% потребностей мирной атомной энергетики и поставляется практически во все страны мира, где эксплуатируются АЭС. Наш уран идет в США, Китай, Индию, Южную Корею, Японию, страны Евросоюза и Россию. Некоторые из них имеют и свои рудники, однако закупать сырье им сегодня гораздо выгоднее – «фукусимный шок» в 2011 году сбил цены на этот ресурс почти вдвое.
Казахстану добыча урана обходится дешевле, чем другим государствам. Сама природа позволила РК применять самый экономичный способ отработки месторождений – не рытье шахт и карьеров, а подземное выщелачивание благодаря оберегающим почву глиняным «пробкам». МАГАТЭ признает данную технологию наиболее экологически безопасной, не требующей затрат на рекультивацию.
Этот выглядит так: раствор с содержанием серной кислоты заливается под землю и через определенное время из скважины выкачивается уже продуктивный раствор с ураном. Руда при этом остается на месте залегания, никакой пыли. Ну а дальше с помощью смолы из раствора отделяются примеси, берутся лабораторные пробы, затем продукция направляется в цех, где ее превращают в желтый кек или закись-окись урана.
За 19 лет существования «Казатомпрома» закись-окись оставалась конечным продуктом, который могли производить в РК и отправлять на экспорт. Однако это по-прежнему – всего лишь сырье, которое обогащается уже в других странах и из которого создается непосредственно топливо для реакторов.
Эта ситуация, как заявляют в «Казатомпроме», будет меняться. В прошлом году в компании приняли новую стратегию, согласно которой до 2025 года «Казатомпром» должен не только сохранить мировые позиции лидера на рынке добычи, но и начать производить конечный продукт – топливо для атомных электростанций. Первый шаг для этого сделан: в прошлом году подписано соглашение с китайскими партнерами, которое предполагает строительство в Усть-Каменогорске завода по производству топливных сборок. Первую продукцию планируется выпустить уже в 2019 году. Более того, Правительство РК нацелено на строительство атомного энергетического реактора, ориентировочно к 2025 году.
В настоящий момент «Казатомпром» приступил к реализации масштабной программы трансформации. Она предусматривает не только диверсификацию (выход на полный цикл производства), но и целый ряд других внутренних преобразований, в том числе изменение маркетинговой политики.
«Мы номер один по добыче урана в мире, но мы не влияем на цены. Слабо развита функция маркетинга. Поэтому в 2016 году мы выводим маркетинговый блок в самостоятельное подразделение – создаем трейдинговую компанию в Швейцарии, она и будет развивать нашу коммерческую функцию», – рассказал корреспонденту «Капитал.kz» главный директор по трансформации и кадровой политике «Казатомпрома» Руслан Енсебаев.
В целом Дорожная карта трансформации «Казатомпрома» на этот год состоит из 27 инициатив, 17 из которых – общие для всех «дочек» «Самрук-Казыны», а 10 – с учетом специфики деятельности компании: среди них автоматизация производства, диверсификация, усиление маркетинга и др. Причем изменения будут происходить не только в дочерних предприятиях «Казатомпрома» со стопроцентным участием, но и в СП с иностранными партнерами.
Как пояснил Руслан Енсебаев, ключевая цель программы – повышение показателя EVA (economic value added – экономическая добавленная стоимость, – ред.) компании. Как оказалось, еще в 2014 году у «Казатомпрома» он был отрицательный -27,3 млрд тенге. К 2025 году за счет мер трансформации его планируют довести до +32 млрд тенге.
«Мы приступили к программе трансформации в октябре прошлого года. Экономическая стоимость компании на сегодня действительно отрицательная. Это результат целого ряда факторов, в том числе большого количества непрофильных активов, снижения цен на уран и т.д. В 2015 году мы уже приняли целый ряд мер, которые позволили нам улучшить этот показатель до минус 11 млрд. Задача текущего года – сделать этот показатель положительным», – добавил Руслан Енсебаев.
Повышать свою эффективность «Казатомпром» намерен за счет избавления от непрофильных компаний (вывод из состава 27 химпроизводств и сервисных предприятий), перехода на новую модель закупок (консолидация закупок), энергосбережения, автоматизации процессов и систем планирования (ИС «Ситуационный центр», «Цифровой рудник» и т.д.). К слову, «умная» система контроля над производством в качестве «пилота» уже используется на руднике ТОО «SaUran» в ЮКО, остальные рудники подключат к ней в течение двух лет. Кроме того, планируется переход на новую операционную модель: реинжиниринг бизнес-процессов и внедрение системы управления эффективностью на базе ключевых показателей деятельности.
Отметим, что в рамках трансформации все офисы уранодобывающих предприятий уже переехали из Алматы в регионы присутствия, то есть в Шымкент и Кызылорду.
В целом экономический эффект от начатых перемен оценивается в 3 млрд сэкономленных средств за прошлый год. До 2020-го, по прогнозам, это будет более 12,4 млрд тенге. Отметим, запасов казахстанского урана, по неофициальным данным, хватит еще на сто лет.
Параллельно укрепляется сотрудничество с зарубежными партнерами. Так, в минувшую пятницу, 27 мая, стало известно о продлении контракта по совместной добыче с канадской компанией Cameco еще на 30 лет. При этом «Казатомпром» увеличил свою долю в совместном предприятии с канадцами – СП «Инкай» с 40% до 60%, увеличив тем самым свою чистую приведенную стоимость (NPV) свыше чем на $1 млрд.