Последствия от воздействия информационного оружия уже можно приравнять к традиционным средствам поражения. Оно может поднять стихийные волны всеобщего недовольства и увлечь сотни людей радикальными идеями. Информация стала мощным средством манипуляции общественным сознанием. В современном мире немало таких примеров. Об этом рассуждали делегаты XIII Евразийского медиафорума.
Первые информационные войны появились вместе с первыми религиозными текстами, считает Александра Барщевская, вице-президент российского фонда «Сколково», именно тогда одна группа людей хотела донести и навязать другой группе людей определенную информацию. Сегодня эти технологии активно применяются в средствах массовой информации, особенно широко - в социальных медиа. «Сегодня в интернете более двух с половиной миллиардов пользователей, из них почти 90% - участники различных соцсетей. Мы можем практически мгновенно, за один вечер вложить в головы миллионов людей нужную информацию. Влияние соцсетей многократно сильнее классических СМИ», - отметила она, выступая на панельной дискуссии на тему «Борьба за умы и сердца. Особенности информационных войн XXI века».
Когда практически каждый аккаунт может стать медиаплатформой, трудно отфильтровать фейковые новости, и любой человек может стать жертвой таких технологий, но люди все равно ищут авторитеты, тех, кому можно доверять.
По мнению Тодда Баера, исполнительного продюсера компании «Блумберг медиа», традиционная профессиональная журналистика сейчас нужна как никогда, она должна вернуть доверие своей аудитории. В погоне за рейтингами подача информации часто смещается в сторону сенсационности, но «можно ведь рассказывать не о чёрном или белом, а о сером, можно снизить тон, подавать информацию более уравновешенно».
Еще один важный вопрос: как освещать основной вызов современного мира - терроризм.
Сейчас СМИ работают в неурегулированном правовом поле по таким понятиям, как терроризм и религиозный экстремизм, отметил Нурлан Ермекбаев, секретарь Совета безопасности Республики Казахстан.
Он рассказал о результатах интересного исследования. Выяснилось, что люди, которых психологи и социологи отнесли к категории потенциально склонных к терроризму, не пошли бы на совершение теракта, если бы потом об этом, конкретно о них, об их истории не рассказали СМИ. Таким людям нужны известность, публичная манифестация, поэтому, когда телеканалы показывают подробные сюжеты о террористах, это им только на руку.
С одной стороны, люди имеют право знать всю правду, с другой - террористы из сюжетов могут почерпнуть нужную для себя информацию. Поэтому Нурлан Еркембаев предлагает разработать свод правил и принципов для журналистов по освещению тем террора и экстремизма.