USD
447.40₸
-1.490
EUR
477.55₸
-0.380
RUB
4.76₸
BRENT
88.80$
-0.400
BTC
61830.10$
-1705.800

Влияние принципов ОЭСР на концепцию постоянного учреждения в РК

Эти вопросы становятся все более актуальными

Share
Share
Share
Tweet
Share
Влияние принципов ОЭСР на концепцию постоянного учреждения в РК- Kapital.kz

В данной статье мы подробно остановимся на налоговом понятии «постоянное учреждение» (ПУ) и рассмотрим соответствующие вопросы, с которыми нередко сталкиваются налогоплательщики на практике. Эти вопросы становятся все более актуальными ввиду активного сотрудничества по налоговым делам Правительства Казахстана и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

В общепринятом значении ПУ определено как некое обособленное фиксированное место осуществления предпринимательской деятельности нерезидентом. Местом деятельности может быть любое помещение / офис / здание / сооружение, предназначенное для ведения бизнеса (тест на наличие «фиксированного места деятельности»).

Данное определение не противоречит налоговому законодательству Казахстана. В дополнение, Налоговый кодекс РК (НК РК) содержит исчерпывающий перечень видов деятельности, в результате осуществления которых нерезидент по умолчанию образует ПУ в Казахстане.

Кроме того, в соответствии с НК РК привлечение нерезидентом служащих или иного персонала для целей выполнения услуг / работ в Казахстане в течение более 183 календарных дней в пределах любого 12-месячного периода с даты начала осуществления предпринимательской деятельности может также привести к образованию ПУ в Казахстане.

Другими словами, в соответствии с НК РК та деятельность нерезидента, которая не подразумевает наличия фиксированного места деятельности в Казахстане, может также привести к образованию ПУ при непрохождении теста «183 календарных дня».

С другой стороны, понятие ПУ определяется / регулируется также конвенциями об избежании двойного налогообложения, ратифицированными Правительством Казахстана. Большая часть таких действующих и ратифицированных Казахстаном конвенций разработаны на основании Модельной конвенции ОЭСР («Конвенция»).

Следует отметить, что принципы ОЭСР являются неотъемлемыми при определении факта образования ПУ тем или иным лицом в соответствии с международными практиками / нормами. Однако в отличие от стран – членов ОЭСР в Казахстане такие международные стандарты не имеют юридической силы, и практика применения налоговыми органами директив ОЭСР в части определения статуса ПУ не распространяется.

Если руководствоваться рекомендациями и комментариями ОЭСР, то важно отметить, что понятие ПУ гораздо шире и факт его образования / наличия зависит от множества факторов, которые варьируют от одной ситуации к другой.

Так, вышеупомянутый тест «фиксированного места деятельности» может выполняться и при отсутствии определенного постоянного помещения / офиса / здания в распоряжении нерезидента в Казахстане. Достаточно небольшой площади / пространства, используемой, к примеру, с целью продажи товара на открытом рынке. При этом для целей ПУ неважно, находится ли такая площадь в собственности самого нерезидента либо предоставлена ему на условиях аренды или же вовсе используется им неправомерно.

Бывают случаи, когда природа услуг, оказываемых нерезидентом, в принципе не предполагает наличия фиксированного / постоянного места деятельности, а вместо этого услуги требуют постоянной смены фактического местоположения / физического перемещения.

Факт наличия «фиксированного места деятельности» в Казахстане для целей ПУ будет зависеть от того, может ли каждая отдельная деятельность нерезидента рассматриваться как коммерчески единая, то есть составляет ли она целостный производственный процесс / цикл, осуществляется ли в рамках единого проекта. Примером такой деятельности является выполнение работ нерезидентом на объектах, расположенных удаленно друг от друга, но находящихся на территории одного крупного месторождения.

В соответствии с НК РК существуют исключения из общего правила ПУ, согласно которым нерезидент не образует ПУ в Казахстане, если такая его деятельность носит вспомогательный и / или подготовительный характер (specific activity exemptions).

Например, места хранения, демонстрации, поставки товаров / запасов, закупки товаров или сбора информации нерезидентом в Казахстане не приводят к образованию ПУ.

Следует отметить, что до момента разработки ОЭСР / G20 Плана действий BEPS, направленного на предотвращение уклонения от уплаты налогов и размывания налогооблагаемой базы, пункт 4 статьи 5 Модельной конвенции ОЭСР в своей текущей редакции предназначался именно для уточнения таких видов деятельности, которые ввиду своего вспомогательного / подготовительного характера не приводят к образованию ПУ. При этом подразумевалось, что такая деятельность является краткосрочной и не имеет какой-либо взаимосвязи с основной деятельностью нерезидента.

Ключевое слово – «подразумевалось». В действительности многие иностранные компании, в особенности в сфере интернет-услуг, могли, к примеру, поставлять товар в страну без образования ПУ и каких-либо сопутствующих налоговых последствий. При этом проблематично было бы утверждать, что поставка товара интернет-магазином является лишь его вспомогательной и / или подготовительной деятельностью.

С течением времени менялись структура и стратегии бизнеса / операционных моделей многих компаний, и в результате статья 5 Модельной конвенции ОЭСР перестала отражать современные экономические реалии.

Основные этапы в рамках Плана действий BEPS – это работа, связанная с предотвращением искусственного избегания создания ПУ (Action 7 – Preventing the artificial avoidance of permanent establishment status), и внесение соответствующих изменений в статью 5 Модельной конвенции ОЭСР. В октябре 2015 года результаты таких работ ОЭСР были представлены в виде финальных отчетов.

Как следует из самого названия, предложенные изменения в отношении концепции ПУ направлены на исключение ныне существующих пробелов / недоработок в определении ПУ, толкование которого в текущей редакции может использоваться компаниями в налоговых схемах в целях уклонения от налогообложения.

В результате были предложены изменения в пункт 4 статьи 5 Конвенции, четко формулирующие, что такие перечисленные услуги должны по своей природе быть обособлены (как локально, так и организационно) от основных / ключевых функций компании.

При этом также предложено дополнить комментарии ОЭСР положениями, уточняющими значение понятия «вспомогательная и / или подготовительная деятельность».

Некоторые компании, злоупотребляя вышеуказанным положением Конвенции, намеренно разделяют / распределяют единый бизнес-процесс (потенциально приводящий к созданию ПУ) на отдельные элементы / функции между своими дочерними предприятиями (связанными сторонами), тем самым утверждая, что их деятельность носит лишь вспомогательный характер и не приводит к образованию ПУ. Простой пример – прием и хранение товаров в одном месте, а отгрузка таких товаров из другого места.

С целью предотвращения такого злоупотребления положениями Конвенции ОЭСР разработано дополнительное положение, устанавливающее новое правило анти-фрагментации (new anti-fragmentation rule).

Таким образом, внедрение изменений / дополнений в Модельную конвенцию ОЭСР послужит в дальнейшем основой для последующих поправок в уже существующие двусторонние налоговые соглашения, в том числе международные налоговые соглашения Казахстана с иностранными юрисдикциями.

Более того, в настоящее время Комитет государственных доходов Казахстана тесно сотрудничает с ОЭСР и ведет активную работу по разработке законодательных проектов, посредством которых планируется внедрить основные BEPS-стандарты в законодательство РК, предварительно уже в январе 2017 года.

В заключение хотелось бы отметить, что ввиду неизбежности гармонизации налоговых норм Казахстана с международными практиками / стандартами важно уже сегодня сфокусироваться на превентивных мерах в отношении определения статуса ПУ и там, где это необходимо, пересмотреть подход / политику компании, в частности компаний, выступающих в качестве налоговых агентов при работе с иностранными контрагентами в Казахстане.

Лилия Калбаева, старший консультант департамента налогов и права, «Делойт»

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.