Для искоренения коррупции принято множество законов, но в последнее время особенно подчеркивается важность вовлечения всего общества в эту борьбу. С тем и был принят закон об общественных советах. «Мы часто жалуемся, что власть нас, общество, не слушает. Этот закон как раз дает нам полномочия», - сказал заместитель директора алматинского филиала Республиканского общественного движения «Жанару» Мухамеджан Пакирдинов в ходе круглого стола на тему участия общественных объединений в борьбе с коррупцией, сообщает корреспондент центра деловой информации kapital.kz.
При этом полномочия общественных организаций, как правило, заключаются в посредничестве между гражданами и правоохранительными органами, что подчеркнул глава Алматинского филиала «Жанару» Канат Ускенов.
Однако некоторые правоохранители, бывает, справляются с проблемой самостоятельно, без посредничества общественных движений. Так, по словам первого зампрокурора Алматы Жандоса Умиралиева, мобильное приложение, запущенное прокуратурой, позволяет довольно быстро получить правовую помощь или защиту. «Например, совсем недавно к нам поступил сигнал о рейдерском захвате земельного участка иностранного предприятия. В результате проверки мы выяснили, что должностные лица одного из государственных органов замешаны в этом инциденте», - сказал Жандос Умиралиев.
Но мобильное приложение прокуратуры не первое и не единственное ноу-хау. Так, еще два года назад в стране появилась горячая линия: каждый, кто сочтет необходимым, может сообщить в полицию о фактах коррупции. Потом, если моральное удовлетворение не наступит, можно воспользоваться финансовым вознаграждением. В свое время начальник информационно-аналитического департамента Агентства финансовой полиции Олжас Бектенов (сегодня руководитель аппарата акима Астаны) сказал, что «материальное вознаграждение лиц, проявляющих активную гражданскую позицию, стало еще одним действенным инструментом в противодействии системной коррупции, в которую вовлечено либо о которой информировано большое количество лиц».
В таком случае встает вопрос: зачем нужны посредники в виде общественных объединений, некоторые из которых существуют за счет государства, если гражданин может вполне легко сообщить о коррупции самостоятельно? Тем более члены ряда подобных движений включены в Общественные советы при акиматах, при других госорганах, при парламентских партиях, то есть так или иначе связаны с государственными структурами.
По словам прокурора и судя по докладам на упомянутом круглом столе, надзорные органы могут получить от общественных организаций, работающих в определенной сфере, конкретную информацию. «Например, мы давно подписали меморандум с алматинским филиалом НПП и успешно работаем, обмениваемся данными, статистикой», - сказал прокурор. В «Жанару», по словам Мухамеджана Пакердинова, поступают жалобы о коррупции в самых разных госорганах – это и органы земельных отношений, и ГАСК, то есть те, о ком не сообщишь в ходе короткого разговора по горячей линии.
Однако на данный момент – и это было высказано в ходе круглого стола – всем общественным объединениям для более эффективной деятельности необходимо принять более четкие планы действий, чтобы, как сказал один из выступавших, были не только эмоции, но и более значительные результаты.