В конце 2015 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев утвердил Концепцию укрепления и развития казахстанской идентичности и единства, в январе была опубликована статья главы государства, в которой обозначена идея-цель – «казахстанская мечта». Эксперты поделились с деловым еженедельником «Капитал.kz» своим видением того, что такое казахстанская идентичность, на чем она будет – или, по крайней мере, должна – выстраиваться и при каких условиях «казахстанская мечта» может стать реальностью.
Эффективный микс двух особенностей
Проблемой «построения» казахстанской идентичности надо было заниматься еще в 1990-х годах, считает Досым Сатпаев, кандидат политических наук. «Но тогда элита активно делила бывшую государственную собственность, и ей не было никакого дела ни до мобилизации общества вокруг неких универсальных ценностей, ни до вопросов определения идентичности», – говорит он. «Горькие плоды» этого недальновидного подхода – многие граждане страны уже давно попали в ловушку «размытой самоидентификации», и в этом заключается серьезная опасность для казахстанских властей. «Отсюда и появление наших граждан в рядах того же ИГИЛ. Отсюда и споры, что должно быть заложено в основу казахстанской государственности – этническая, религиозная или гражданская самоидентификация. Эти споры идут уже двадцать с лишним лет, грозя в будущем заложить основу для серьезного конфликта», – поясняет эксперт.
Отметим, в статье «План нации – Путь к казахстанской мечте» указывается, что, как показывает мировой опыт, универсальных стандартов и рекомендаций в сфере идентичности и единства нет.
Говоря об особенностях Казахстана в этом вопросе, Досым Сатпаев высказывает мнение, что нам необходимо сделать эффективный микс из двух особенностей Казахстана, «которые либо приведут к развалу страны, либо сделают ее сильной». Первая особенность: многонациональность РК – наша сила, так как речь идет о человеческом капитале и стабильности. «Нашу полиэтничность и поликонфессиональность надо беречь, так как всегда найдутся внутренние и внешние игроки, которые захотят разыграть национальную карту. Как показывает мировая практика, самые длительные и кровопролитные конфликты – это именно межнациональные и межконфессиональные столкновения. «Именно поэтому главная задача Казахстана состоит в том, чтобы не позволить никому, ни внутри страны, ни за ее пределами, разыгрывать эти карты, какими бы благими целями это не прикрывалось», – считает эксперт.
Вторая особенность Казахстана - демографический тренд: казахов уже больше, чем представителей других этнических групп. «Более того, сфера распространения казахского языка также будет расширяться и углубляться. Это объективный и неминуемый процесс. Поэтому всем другим этносам надо это принять и понять. И не суть важно, как все будут называться: «казахи» или «казахстанцы». Главное, чтобы патриотов и государственников было больше, чем временщиков. Только вместе мы сможем сделать страну сильнее», – уверен Досым Сатпаев.
Реформаторский характер политики
Айдар Амребаев, руководитель Центра прикладной политологии и международных исследований, отмечает: «Страны транзита, к коим относится и Казахстан, на этапе суверенного становления формируют национальную идеологию развития, которая призвана объединить нацию перед лицом различных вызовов и во имя осуществления своей перспективной мечты». По мнению эксперта, государство выбрало вектор модернизации, который как нельзя лучше интегрирует людей разных слоев, этнических групп, верований, пола, возраста, когда нация или только формируется, или возрождается после десятилетий колониального угнетения. «Казахстан сегодня, как и целый ряд постсоветских государств, обретших независимость четверть века назад, наконец завершает процесс «десоветизации», выбирая свой путь подлинно суверенного развития», – говорит аналитик. По его словам, некоторые страны не спешат расставаться с прошлым и даже пытаются реанимировать прежние форматы отношений, кто-то осуществляет этот выход революционным образом (например, Грузия, Украина).
«Казахстан выбирает путь эволюционного и поступательного развития. Хотя данная стратегия имеет свои издержки, поскольку приходится платить достаточно высокую «отступную цену», – говорит спикер. Вместе с тем, по его словам, на фоне нестабильного революционного перехода к независимому формату развития, который пережили Грузия, Кыргызстан, Украина, Казахстан внешне выглядит достаточно благополучно. Однако внутренне нашей стране предстоит еще очень много сделать, для того чтобы кардинально изменить содержание молодой государственности и стать на самом деле независимым и развитым. «Отсюда постоянный реформаторский характер политики государства. На протяжении 25 лет развития Казахстан переживал и переживает реформы в разных сферах жизни, где-то с большим успехом, где-то – с меньшим», – считает Айдар Амребаев.
Сегодня, продолжает собеседник, одной из принципиальных задач перехода к новому качеству государства является реформа государственных институтов. «Переход государства от совковых патерналистских методов «командования всем и вся», «ручного управления» к «государству для граждан» сервисного типа. Таким образом, мы идентифицируем себя со странами, в которых не чиновники управляют народом, а общество регулирует и определяет меру «легитимного насилия» (Макс Вебер), где государственные мужи на деле являются слугами народа, руководствующимися исключительно буквой закона», – говорит он. По словам эксперта, по всей видимости, такая задача ставится в Пяти институциональных реформах президента Казахстана. «Таким образом, в этих государственных стратегиях заложены элементы нашей национальной идентичности, выраженные в стремлении к справедливому и эффективному государству, гармоничному взаимодействию власти и народа», – поясняет собеседник.
«Источник» амбициозных идей
Говоря о национальной мечте, Айдар Амребаев ссылается на концепции других стран: они определяют экзистенциальный выбор народа той или иной страны. Например, «американская мечта» – это свободный индивид, сделавший себя сам (self-made) благодаря обществу равных возможностей и правовому, демократическому государству. «Китайская мечта» – это мечта о возрождении величия китайской нации посредством опоры на сильное, устойчивое и справедливое государство, а также упорный труд граждан.
«У нашего народа издревле была мечта о «Жерұйық» («Благословенная Земля»), на которой были бы гармонизированы свобода и ответственность личности перед социумом», – говорит эксперт. По его словам, казахское общество всегда жило по принципу: «Адамның күні адаммен» («Жизнь человека с человеком»), общество чрезвычайно коммунитарное, в нем личное счастье возможно только в контексте общественного благополучия. «Возможно, поэтому коммунистические и мультикультурные идеалы так глубоко проросли в нашем национальном самосознании», – говорит Айдар Амребаев.
Стремление к стабильности и гармонии, довольство (қанағат), поиск справедливости (әділет) – характерные особенности социальной мечты нашего народа, продолжает спикер. «Одновременно с этим в нашем народе есть амбициозное качество «быть в числе первых», «покрасоваться», «быть признанным», даже не имея на то оснований. Как говорят сейчас – «понтоваться», – отмечает он. «Может, это и есть «источник» идей об амбициозных глобальных национальных проектах, стремление войти в 30 наиболее развитых стран мира и т.д.?» – задается вопросом эксперт.
Он считает, что опыт последних лет ярко демонстрирует: наше общество достаточно устойчиво к своеобразным «стресс-тестам» с разных сторон. «Но это также означает, что общество достаточно индифферентно к своей собственной судьбе. В связи с этим, с моей точки зрения, чрезвычайно важно аккумулировать и направлять общественную энергию, особенно молодых людей, на активные поиски по формированию высокообразованной, культурно укорененной и одновременно инновационной социальной среды, адаптивной к быстро изменяющимся международным реалиям и восприимчивой к актуальным социальным потребностям нашего общества», – говорит Айдар Амребаев. Ведь, по его словам, мир вокруг меняется гораздо быстрее, чем мы об этом думаем, и мы должны успеть измениться вместе с ним.
Средний класс: основа, которой нет
Говоря об основе для построения казахстанской идентичности, Досым Сатпаев указывает на то, что разные внутриполитические игроки дадут свои ответы на этот вопрос: гражданская самоидентификация, этнический принцип, религия, родоплеменная идентичность (есть в Казахстане и те, кто до сих пор на первое место ставит именно это). «Борьба между этими разными концепциями идентичности будет только усиливаться по мере разрастания такого опасного для страны явления, как «идейный сепаратизм», когда внутри страны у разных социальных, политических, демографических, этнических, религиозных и прочих групп существуют свои, часто конфронтационные, представления о «своем Казахстане», – говорит собеседник.
Он считает, что в вопросах построения казахстанской идентичности и казахстанской мечты «начинать нужно с головы». Однако элита в Казахстане, по его словам, деидеологизирована: внутриэлитные группы формируются не на основе какой-либо политической идеологии, которая позволяет их как-то идентифицировать, а вокруг «серых кардиналов». «Кстати, в Концепции укрепления и развития казахстанской идентичности и единства идентичность была связана с тем, что каждый гражданин, независимо от этнического происхождения, связывает свою судьбу и будущее с Казахстаном. Но вся проблема в том, что многие представители политической и бизнес-элиты не связывают свое будущее со своей страной. Старость они хотят провести где-нибудь в районе швейцарских озер. Как после этого представители власти могут убеждать остальных казахстанцев в наличии некоей «казахстанской мечты», когда своими действиями свели эту «мечту» лишь к желанию украсть и убежать?» – рассуждает политолог.
Другой вопрос: выработать универсальную идентичность невозможно, если в стране бедных людей больше, чем представителей среднего класса. «К сожалению, об этом в Концепции укрепления и развития казахстанской идентичности и единства было упомянуто мельком. А ведь именно средний класс является носителем той самой «американской мечты», которую наши власти взяли за образец для разработки казахстанской модели идентичности», – говорит Досым Сатпаев.
«Американская мечта», поясняет он, предполагает наличие определенных равных стартовых возможностей для представителей среднего класса. В ее основе лежит культ self-made person, человека, который много добился в жизни, в первую очередь благодаря своим мозгам, способностям и делам. «Здесь также есть и немного идеологии, суть которой состоит в том, что граждане верят в равенство всех перед законом, что тяжело представить в Казахстане», – отмечает собеседник. Материальная составляющая «американской мечты» – это желание иметь свою частную собственность и железные законы, которые позволяли бы ее защищать.
Собеседник приводит другой пример – Южную Корею. В основе ее экономического чуда и ее способности эффективно мобилизовать общество лежал простейший лозунг: «Мой дом – самый лучший на улице. Моя улица – самая лучшая в городе. Мой город – самый лучший в стране. Моя страна – самая лучшая в мире». «И никаких высокопарных слов о том, как космические корабли бороздят просторы «Мәңгілік Ел», чтобы войти в 30-ку развитых стран мира. Ведь многим простым людям эти лозунги ни о чем не говорят, так как они далеки от их жизненных интересов, которым привычнее пословица: «Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше», – заключает Досым Сатпаев.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено
использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного
материала необходимо разрешение редакции.