Автор: Джохар Утебеков - адвокат Алматинской Городской коллегии адвокатов
1. С 1 января 2015 года введены в действие новые Уголовный кодекс (УК), Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) и Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Это довольно глубокая реформа, и осветить все их новшества в рамках одного обзора невозможно. С учетом почти годичной практики применения кодексов отмечу в них по паре самых существенных моментов.
УК.
А) В УК появилась такая категория правонарушений, как уголовные проступки. Это что-то среднее по общественной опасности между преступлениями и административными правонарушениями. В отличие от лица, наказанного за преступление, у осужденного за проступок не возникает судимость. За проступок предусматривается арест от 30 до 90 суток (вводится с 2017 года), общественные работы, штраф. К уголовным проступкам относятся побои, умышленное причинение легкого вреда здоровью, нарушение ПДД, причинившее вред здоровью средней тяжести, незаконное вторжение в жилище, мелкое хищение и пр. Выделение проступков обсуждалось много лет и, на мой взгляд, абсолютно обоснованно.
Б) Введены предельные наказания при наличии смягчающего обстоятельства и отсутствии отягчающих обстоятельств. Это не более ½ срока при преступлениях небольшой и средней тяжести, 2/3 срока – при тяжких и ¾ - при особо тяжких преступлениях. Эта норма несет огромный гуманистический потенциал. Пример. Санкция за кражу в крупном размере (тяжкое преступление) составляет от 3 до 7 лет лишения свободы. Подсудимый имеет малолетних детей, а отягчающих обстоятельств нет. Ему не может быть назначено лишение свободы на срок более 4 лет и 8 месяцев.
УПК.
А) В новом УПК, как советский анахронизм, отменены доследственная проверка и возбуждение уголовного дела. Заявление о преступлении регистрируется в Едином реестре досудебных расследований (ЕРДР), и правоохранительные органы сразу приступают к следственным действиям. Прежде УПК органы вели доследственную проверку и решали, возбуждать ли вообще уголовное дело. А после возбуждения дела следователь снова допрашивал ранее опрошенных свидетелей, потерпевшего, подозреваемого. Всё это создавало волокиту. Отмена доследственной проверки улучшила права потерпевших и ускорила рассмотрение уголовных дел. Это приближает нас к стандартам полицейского расследования развитых стран.
Б) Во всех районных судах появились следственные судьи, которые рассматривают жалобы участников процесса на органы следствия, выдают следователю санкции на содержание под стражей, арест имущества, обыск. Это усилило судебный контроль над законностью следствия.
КоАП.
А) Обновленный КоАП наделил граждан правом обжаловать в административном суде действия органа, составившего протокол об административном правонарушении. К примеру, инспектор дорожно-патрульной полиции не выдал водителю копию протокола. Вы тут же можете обжаловать его действия в суде в порядке новой главы 44 КоАП.
Б) У граждан, наказанных административных штрафом, возник стимул быстрее оплатить его. В течение 7 дней после совершения правонарушения они могут сделать это со скидкой в 50%. Выгоду от этого ощутили многие водители, которые получили такие квитанции от инспекторов дорожно-патрульной полиции на месте правонарушения.
2. С начала 2015 года действует закон, который внес существенные изменения в Закон о дорожном движении и КоАП. Он заметно облегчил жизнь водителей, и это заметило все население.
А) Отменена регистрация доверенности на управление транспортным средством.
Б) Облегчен техосмотр. Срок, когда техосмотр для машины необязателен, вырос с 3 лет до 7 лет после ее года выпуска.
В) Исключена «систематика». Водителей больше не наказывают лишением права управления транспортным средством за 3-е правонарушение на дороге в течение года. Поэтому больше не верьте инспекторам полиции, которые уверяют вас, что штрафов так много, что вас теперь лишат «прав».
3. Закон о доступе к информации вступил в силу на днях. Это очень прогрессивный и долгожданный акт.
А) Установлен перечень информации, доступ к которой не подлежит ограничению: о чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях, о состоянии преступности, здравоохранения, образования, экономики и пр.
Б) Четко прописано, что граждане имеют право не обосновывать необходимость получения информации. Это должно снизить отказы государственных органов в предоставлении информации по мотиву «А зачем вам это надо?»
В) Гражданам не предоставляется только та служебная информация, которая имеет пометку «Для служебного пользования». Раньше государственные органы нередко отказывали обратившимся с запросом по мотиву того, что им знать это не положено, так как информация служебная.