Проблема клонирования животных в последнее время приобрела не столько научное, сколько социальное значение, и любая попытка «произвести» на свет клонированное животное воспринимается общественностью не иначе как насилие над природой. Новым потрясением для общественности стало заявление Китая о строительстве завода по клонированию животных, в который планируют вложить не менее $30 млн. Хотя законодательно такое производство не запрещено, мало кто из стран принял столь решительные действия в этой области. Новость всколыхнула привычный порядок вещей, по крайней мере из-за соображений гуманности, и уже во вторую очередь люди стали обращать внимание на то, что клонированные животные чаще остальных рождаются с хроническими заболеваниями и патологиями. При всех возмущениях Китай не растерялся. Страна объясняет свои действия постоянно растущим населением и отсутствием ресурсов, чтобы его прокормить. Проблемой здесь может стать тот факт, что мясо клонированных животных может попасть н на другие рынки, кроме китайского. Например, на казахстанский.
Найди три отличия
Опыт в промышленном клонировании для Китая не новый. Первыми животными, которых китайцы поставили на конвейерный поток, были собаки. Открывшаяся год назад компания BoyaLife уже успела клонировать около 600 служебных собак для проверок в местных аэропортах. Эта же компания профинансировала строительство нового завода по клонированию коров. Как стало известно, завод будет производить более 1 млн голов крупного рогатого скота в год для удовлетворения внутреннего потребления. По словам самих властей, Китай пока будет использовать клонированное мясо сугубо для насыщения внутреннего рынка. В стране уже существует свиноводческая ферма на 500 голов в год.
«Мы собираемся пойти по пути, по которому никто никогда не ходил», – сказал недавно исполнительный директор BoyaLife Сюй Сяочунь изданию The Guardian.
Таково мнение сторонников метода клонирования. Противники в свою очередь делают акцент на непредсказуемости метода. Главный аргумент – патологии животных. Проблемой для самого Китая в этом вопросе может стать все та же общественность, которая достаточно скептически отнеслась к строительству завода. На пути клонирования ученые столкнулись с этическими, религиозными и технологическими проблемами. Как оказалось, завод по производству клонированного рогатого скота будет находиться недалеко от места, где еще в августе этого года погибло 165 человек, причиной чего стала химическая авария на одном из предприятий.
«Будет ли это мясо продаваться в Южной Корее или Китае? Если в Китае, то, пожалуйста, пусть сначала лидеры страны съедят его первыми», – приводит один из комментариев пользователей новостное агентство AFP.
Профессор Китайского сельскохозяйственного университета Чжу Ю ответил, что «почти не видит разницы» между клонированным и настоящим крупнорогатым скотом, но компания не должна торопиться в этом вопросе и предлагать клонированное мясо без «оценок риска и строгих повторных экспериментов».
Эксперт Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры Динара Жангужекова так объясняет действия КНР: «Крупнейшие предприниматели Китая обосновывают свое решение о создании коммерческого центра по клонированию млекопитающих, в частности, коровы, тем, что данный проект значительным образом поможет удовлетворить потребности рынка в говядине. Действительно, вопреки всем существующим морально-нравственным устоям человечества этот замысел сулит Китаю стать основным импортером всех видов мяса, так как при положительном его осуществлении и продвижении товара страна не остановится на искусственном производстве одной только говядины – ясно как день, что китайское производство заполонит рынок свинины, баранины, конины, мяса птицы.
Между тем в Казахстане, несмотря на экспортные успехи сельхозпродукции, растет показатель импорта. По сравнению с показателями 1990 года в 2014 году поголовье КРС сократилось на 59%, овец и коз стало меньше на 49%, птицы – на 57%. Таким образом, для того чтобы компенсировать снижение показателя, мясная продукция завозится из таких стран, как Австралия, Аргентина, Беларусь, Китай и Россия.
В вопросах разрешения клонированного мяса можно проследить и политический аспект. Так, ученые токийского Национального института инфекционных заболеваний обнародовали результаты, по которым выяснилось, что клонированные животные живут сравнительно недолго, а также отличаются пониженной иммунной системой в борьбе с болезнями. Напротив, США и Великобритании заявляют о безопасности употребления клонированного мяса и молока, однако здесь прослеживается «неформальная» просьба руководителей этих государств не продавать и не распространять такие продукты на их рынках.
«Эксперты утверждают о существовании серьезных опасений, связанных с теми руководителями проектов по клонированию животных, которые по своему усмотрению в целях коммерции корректируют гены планируемого животного, чтобы улучшить их характеристики. В любом случае пока не даны неопровержимые факты о безопасности клонированных продуктов и согласие всего международного научного сообщества, считаю, что во всем мире должен быть запрет на их продажу», – говорит Жангужекова.
Казахстану стоит задуматься о дальнейшей судьбе торговой политики в области поставок мяса не только из Китая, но и остальных стран. Так как китайская продукция, если не прямо, то косвенно, через другие страны, может попасть на отечественный рынок.
«Стране необходимо спешно возобновлять то животноводство, которое разрушили путем раздробления до уровня личных подворий, и даже стоит вопрос о здоровье тех казахстанцев, которые будут пребывать в Китае. Однако вероятнее всего торговая политика Поднебесной будет ориентирована на удовлетворение внутреннего рынка натуральным мясом, а внешнего – мясом клонированного животного», – резюмирует Жангужекова.