В казахстанских аэропортах необходимо внедрять новые сервисы или отказываться от тех, которые можно причислить к анахронизмам. В последнем случае воздушные гавани страны вообще не понесут никаких финансовых затрат, зато заметно увеличат собственную эффективность. В частности, ведущие аэропорты Казахстана отстают от своих аналогов в крупнейших столицах мира на 43% - по скорости обслуживания пассажиров, имеют бюрократическую процедуру проверки, тогда как в РК до сих пор не внедрена уже готовая система оформления пассажиров через мобильный телефон. Об этом в Астане подробно говорили представители отечественных авиаперевозчиков, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Так, и. о. директора по наземному обслуживанию авиакомпании «Эйр Астана» Александр Небога отметил, что уже сегодня можно поменять к лучшему в аэропортах страны, не прибегая к колоссальным материальным затратам. По его данным в 2009 году, когда в РК была введена онлайн-регистрация, поначалу этой удобной услугой воспользовалось всего 400 пассажиров. Сейчас эта цифра в среднем составляет 3 тыс. человек в день. В феврале текущего 2015 года были введены в эксплуатацию киоски саморегистрации пассажиров. И уже сейчас число пассажиров, которые пользуются этими киосками, достигает 400 человек в день.
«То есть граждане активно пользуются подобными сервисами. Так что же нам мешает ввести мобильную регистрацию, которая на данный момент еще не внедрена в Казахстане? Мешает определенного рода законодательство, которое требует ставить печати на посадочных талонах. Но если эта задача будет решена, а это фундаментальное изменение в экономике аэропортов, то мы в полном объеме сможем ввести процедуру мобильной регистрации. Пассажиры смогут получать штрих-код на свой телефон или смартфон и проходить на посадку воздушного судна. Не будет никакой необходимости в том, чтобы ставить печати на посадочных талонах», - спрогнозировал Александр Небога.
Следующий момент, на который обратил внимание эксперт, – это паспортный контроль. Сейчас в крупнейших аэропортах Казахстана внедрена процедура fast track. Но внедрена опять же наполовину. К примеру, в аэропортах есть киоски, которые обозначены как киоски для пассажиров бизнес-класса. Но нет ни одного человека, который бы контролировал очередь перед ними и направлял бы пассажиров бизнес-класса непосредственно к стойке fast track.
«Следующий этап, который мы хотели бы пересмотреть, – это проверка печати на посадочном талоне. На наш взгляд, это та процедура, которую можно отнести к архаизмам и убрать ее полностью: исключить из процесса обслуживания пассажиров», - заявил Небога.
Еще одна процедура, которую призвал исключить представитель национального авиаперевозчика, касается ожидания пассажиров международных рейсов на борту самолета в зоне Gate по прибытии воздушных судов в Казахстан. Ожидания, когда гражданам дадут возможность покинуть борт воздушного судна и пройти на паспортный контроль. Хотя, по словам представителя ведущей авиакомпании, все бумажные работы сотрудники различных органов могут провести до прибытия воздушного судна, либо после прибытия, но не держать пассажиров на борту до разрешения пройти на проверку.
Между тем как позитивный момент Небога отметил установление в аэропорту Алматы электронных киосков в зоне пограничного контроля. Правда, они еще не запущены в действие, однако в скором времени ожидается, что нововведение все-таки заработает.
«Наконец есть процедура таможенного контроля и проверка службой авиационной безопасности аэропортов, которые необходимо давно объединить, как это сделано в ведущих аэропортах мира», - заметил Александр Небога.
В свою очередь и. о. председателя правления новой «внутренней» авиакомпании QazaqAir Блэр Поллок добавил, что рынок авиаперевозок в Казахстане уступает перевозкам железнодорожным транспортом. Например, 57% перевозок в РК приходится на железную дорогу, и лишь 43% на авиацию. Это достаточно низкий статистический показатель, однако с ростом благосостояния жителей Казахстана, как отметил Поллок, процент людей, пользующихся услугами воздушного транспорта, будет только расти. При этом он рассказал, что в рамках тех внутренних рейсов, которые сегодня осуществляет авиакомпания Qazaq Air, 70% ее пассажиров путешествует по 10 основным рейсам. Тогда как некоторые маршруты компании являются «позиционирующими», такие как введенные только что Шымкент - Павлодар и Шымкент - Атырау, которые не существовали в принципе в течение последних 10 лет. Одновременно с этим Блэр Поллок все же спрогнозировал ежегодное увеличение пассажиропотока в РК по авиаперевозкам на 7%.
Что же касается аэропортов, то г-н Поллок сделал комплимент аэропорту Актобе, руководство которого проинвестировало установку новых стоек регистрации пассажиров, что увеличило пассажиропоток до 500 человек ежедневно. Также иностранный менеджер похвалил аэропорт Кзылорды, Павлодара и Караганды за оптимизацию процессов управления. И признался, что если в данный момент Qazaq Air не планирует летать в Караганду, то обязательно включит ее в свои «списки будущего».
Также он выделил проделанную работу менеджментом аэропорта Тараза и Талдыкоргана, куда компания открывает новые рейсы. Не забыл и аэропорт Алматы, где была развита система ангаров, а также инфраструктура для средств капитального ремонта принадлежащих авиакомпании воздушных судов Bombardier.
«Но некоторые аэропорты объективно не готовы к тому, чтобы принять наши рейсы, и мы туда летать пока не будем. Элементарно нет базовых услуг – просто нет интернета, например», - прокомментировал состояние некоторых казахстанских аэропортов Блэр Поллок.