Сегодня в Астане прошли общественные слушания концепции нового законопроекта «Об обязательном социальном медицинском страховании», который в случае своего принятия Парламентом может принудить отечественный бизнес выплачивать 5 % от заработных плат своих работников на формирование фонда медицинского страхования граждан, который и будет аккумулировать взносы с работодателей по всей стране, чтобы впоследствии гарантировать медицинскую помощь по страховке гражданам Казахстана, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Однако уже на стадии предварительного обсуждения данный законопроект вызвал недовольство со стороны, прежде всего, самого депутатского корпуса. Так, сегодня на общественных слушаниях в столице его жестко раскритиковали депутаты Мажилиса Айгуль Соловьева и Азат Перуашев.
К слову, саму концепцию нового проекта закона «Об обязательном социальном медицинском страховании» презентовал председатель Комитета оплаты медицинских услуг МЗСР РК Алмас Курманов. Первый вице-министр здравоохранения и социального развития Салидат Каирбекова на общественные слушания не пришла.
При этом следует учитывать и тот факт, что согласно указанному законопроекту, фонд обязательного медицинского страхования будет представлять собой т.н. саморегулируемую организацию (СРО). Однако закон «О саморегулируемых организациях» тоже пока не принят Парламентом. То есть, СРО, как таковые, еще не узаконены.
Тем не менее, у МЗСР РК большие планы. В частности, как отметил Алмас Курманов, в Казахстане сейчас всего лишь 3,6% от ВВП расходуется на нужды здравоохранения, тогда как в развитых странах, входящих в пул государств Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) на медицину тратится порядка 9% ВВП. В пересчете на душу населения этот показатель составляет около 254 долларов США на одного человека в Казахстане. Соответственно, в странах ОСВР эта цифра равна 2,4 тыс. долларов США на душу населения.
«Мы в разы меньше тратим на медицинские технологии. Если, например, взять такую технологию, как аортокоронарное шунтирование, то оно у нас профинансировано в процентном отношении на 20% от необходимых потребностей, которые сегодня нужны нашему населению. Остальные сложные операции финансируются лишь на 10% от необходимых возможностей. Мы в два-три раза отстаем от минимальных показателей стран ОЭСР. К примеру, нагрузка на одного казахстанского врача составляет 2,2 тыс. человек – потенциальных больных и пациентов. Аналогичный показатель в развитых государствах ОЭСР равен 900-1 тыс. пациентов. Естественно, это сказывается на качестве обслуживания и уровне зарплат. Так, средняя зарплата врача в Казахстане составляет 90 тыс. тенге. Благодаря закону «Об обязательном социальном медицинском страховании» мы сможем поднять зарплату врачам в два раза, хотя и этот показатель далеко не будет соответствовать уровню заработной платы врачей в наиболее развитых странах мира», - заявил председатель Комитета оплаты медицинских услуг МЗСР Алмас Курманов.
К тому же, по его оценке, на амбулаторное лечение в Казахстане расходуется 46 долларов в соотношении на одного больного, тогда как в самых «развитых» и «конкурентоспособных» странах - 260-270 долларов США.
Такая позиция возмутила депутатов, которые раскритиковали подобный подход, призывая Министерство здравоохранения и социального развития трезво взглянуть на вещи.
В частности, депутат Мажилиса Парламента Айгуль Соловьева, попросила докладчика быть реалистом: «Вначале, давайте, войдем в 30 наиболее развитых и конкурентноспособных стран мира, а затем уже будем требовать от нашего бизнеса делать 5-процентные отчисления в фонд обязательного медицинского страхования, чтобы отечественные стандарты медицинского качества соответствовали уровню здравоохранения в странах ОСВР».
По словам депутата Соловьевой, в Казахстане сложилась чрезвычайно тревожная ситуация с малым и средним бизнесом: если еще недавно МСБ составлял 25% в общем объеме рынка, то нынче он скатился до 17,2% рыночной доли. И в таком положении отечественного бизнеса, требовать от него в обязательном порядке делать 5-процентные взносы в фонд медицинского страхования приведет к еще большему падению сектора частного предпринимательства.
«В Конституции прописано, что функции государства ни в коем случае не передаются общественным организациям. А вы хотите это сделать. Как тогда нам воспринимать то, что вы перекладываете свои функции, свои обязанности на плечи бизнес-сообщества. По условиям ведения бизнеса мы сейчас и так опустились вниз, с 50-го на 77 место в мире. Неизвестно еще сколько мы из-за подобной инициативы потеряем в налогах. Да и в целом, у нас всегда принято следовать установке – вначале экономика, а потом политика. Так почему бы нам вначале не достичь экономического уровня стран ОЭСР, а уже потом жить по лекалам и стандартам этой организации», - ответила представителю МЗСР депутат Мажилиса Айгуль Соловьева.
В свою очередь, мажилисмен Азат Перуашев азвал подход Министерства здравоохранения и социального развития по внедрению практики взимания взносов на обязательное медстрахование – «лицемерной попыткой ввести общественность в заблуждение». А принцип формирования СРО в виде фонда, контролирующего эти выплаты, «своеобразной формой вымогательства, которую просто хотят узаконить».
«Если сравнивать Казахстан со странами ОЭСР, так, давайте, идти до конца: возьмем оборотные доходы тамошних предприятий, которые составляют миллионы, миллиарды долларов и евро. Заметьте, не тенге! Наши бизнесмены об этом только мечтать могут. У них экономика диверсифицирована, а у нас, как только упали цены на нефть, экономика сразу пришла в плохое самочувствие. Вы говорите о расходах на здравоохранения от ВВП государства, а какие расходы в странах ОЭСР вообще на душу населения от ВВП, вы посчитали? А сколько средств у нас выводится за рубеж на закуп оборудования, в том числе медицинского. Так,Счетный комитет показал, что оно закупается по ценам в три раза выше, чем того стоит. Стоит большой вопрос об использовании этих денег. Так вот, либо мы работаем с экономическими величинами, которые можно посчитать, либо мы имеем дело с бездонной бочкой. Сколько в нее не вливай, все равно исчезнет», - высказался Азат Перуашев.
По его мнению, лицемерие этой позиции заключается в том, что Минздравсоцразвития пытается на самом деле протащить новый налог, но при этом завуалированно называет его обязательными выплатами на соцмедстрахование.
«Зачем мы лжем сами себе. Внесите поправку – увеличить налог на фонд оплаты труда, чтобы мы понимали с чем мы работаем. Зачем лицемерить, обманывать людей. Чтобы потом заявляли, что бизнес у нас паразитический, налоги платит мало, жирует, а делиться не хочет. Однако на сегодняшний день рентабельность МСБ составляет всего лишь 5-7%, не более. Мало того, учитывая то, что у нас в стране собираются повысить обязательные пенсионные выплаты, а теперь ввести еще и медстраховку, работодателю не останется ничего другого, как перекладывать эти «налоги» на заработную плату или официально снижать зарплату и платить деньги в конвертах. А что, думаете, здравоохранение будет как в ОЭСР, а в других отраслях – трава не расти…», - отметил Азат Перуашев.
По подсчетам депутата, увеличение пенсионных отчислений, приведет к тому, что бизнес в перспективе потеряет доходов на сумму порядка 178 млрд тенге.
Парламентарии выступили против «лицемерного» законопроекта
Проект закона Об обязательном социальном медстраховании раскритиковали на слушаниях в Астане
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.