USD
484.11₸
-3.260
EUR
528.79₸
-4.150
RUB
5.03₸
-0.060
BRENT
76.48$
-1.000
BTC
66013.60$
+3228.700

Убытки от действий Travelsystem могут доходить до $8 млн

Страховщики сдают свои лицензии по страхованию ответственности туроператоров и турагентов

Share
Share
Share
Tweet
Share
Убытки от действий Travelsystem могут доходить до $8 млн- Kapital.kz

Объемы убытков от действий туроператора Tengri Travelsystem, прекратившего свою деятельность, могут доходить до 7-8 млн долларов. Об этом заявила заместитель председателя правления Фонда гарантирования страховых выплат Марина Шиповалова, сообщает центр деловой информации Kapital.kz.

«По некоторым оценкам туроператоров, которых мы успели опросить, Tengri Travelsystem  было забронировано и возможно, продано порядка 3 тыс. мест на Алматы. И еще 2 тыс. в Астане. То есть порядка 5 тыс. посадочных мест. На сегодняшний день по самым грубым оценкам 5 тыс. пассажиров не получат услугу. Даже если подсчитать что на одного человека пришлось минимум по 1 тыс. долларов, то фактические убытки рынка от действий Tengri Travelsystem составят 5 млн долларов. Плюс за перевозки прошлого года авиакомпании SCAT этот туроператор задолжал 2,5 млн долларов. Суммарный убыток от дефолта не самого мелкого на казахстанском рынке оператора уже сейчас оценивается на сумму порядка 7-8 млн долларов. Причем часть этого убытка будет погашена страховыми компаниями, потому что несовершенство законодательства позволяет турагентам требовать страховые выплаты», - подчеркнула Марина Шиповалова. 

Ситуация с банкротством «Гульнар Тур» и бегством руководителя Travelsystem из Казахстана подтолкнула страховщиков к сдаче лицензий по страхованию гражданско-правовой ответственности туроператоров и турагентов. «Крупнейшая казахстанская страховая компания Казкоммерцполис, которая имела достаточно большое количество договоров с туристическими операторами и агентами сдала лицензию. Это первый звоночек, который дает понимание, что страховщики в текущих рыночных условиях не готовы принимать на себя эти обязательства за не адекватную страховую премию», - подчеркнула Марина Шиповалова.

Впрочем, действия страховщика можно понять. «Страховые компании за последние 5 лет выплатили суммарно больше, чем получили страховых премий. Сейчас 200-300 млн тенге еще находится в так называемых резервах, которые будут оплачены в ближайшие 1-2 года. Поэтому аргументы туркомпаний, что страховые компании не производят выплаты, на самом деле, лукавство», - считают в Фонде. 

В 2014 году страховщики выплатили 250,3 млн тенге по страховым случаям в сфере туризма, объем премий не превысил 116,8 млн тенге. 

В Фонде гарантирования страховых выплат акцентируют, что мошеннические схемы турагентов и туроператоров в настоящее время не страхуются. «Воровство и бегство руководителей турфирм, которые наблюдаются на туристском рынке, в принципе не страхуются. Страхование ГПО турагентов и туроператоров предполагает страхование ошибок туроператоров, например, если не прошел платеж, зафиксирована какая-то техническая ошибка, сбой, возможно задержка самолета из-за плохих погодных условий. Но ни в коем случае страховка не предусматривает факт мошенничества, воровство средств и тому подобное», - подчеркнул заместитель председателя правления Фонда гарантирования страховых выплат Ержан Конурбаев. 

Как считает Марина Шиповалова, для того, чтобы туроператоры и турагенты отвечали перед своими клиентами в полном объеме, необходимо риск финансового банкротства операторов и агентов выделить в отдельную категорию. «То есть страховать риск финансового банкротства не в рамках обязательного страхования гражданско-правовой ответственности турапоретора и турагента. В 2014 году туроператор Travelsystem задолжала авиакомпании SCAT 2,5 млн долларов. А кто об этом знал? Страховщик, который застраховал Travelsystem, об этом не знал. То есть, по сути, страховая компания в тот момент могла принять решение не страховать учитывая неблагонадежность туроператора. Мы предлагали предъявлять к операторам более жесткие требования к регулированию, чтобы они раскрывали свои отчеты, чтобы была прозрачна дебиторская и кредиторская задолженность. Именно по отчетности можно было бы сделать вывод, сколько средств собрал турагент и сколько он должен своим партнерам», - считает она. 

Туроператоры ведут нечестную игру. 

«Туристическая отрасль является априори не прозрачной, у операторов есть неучтенные налоговые обороты, они экономят на каких-то расходах. Туроператоры перекрывают кассовые разрывы поступлениями от будущих клиентов. Все туроператоры, банкротились только потому, что они имели кассовые разрывы. Туроператоры, по сути, оплачивали поездку тем туристам, кото-рые выезжают завтра теми, кто отправляется в путь только через полгода»,- отметила Марина Шиповалова.

Она акцентирует, что игроки туристского рынка демпингуют и за счет этого, у них возникают ощутимые проблемы. «Для того, чтобы захватить рынок туроператоры занижают цены. Например, если себестоимость тура составляет 700 долларов, то его изначально могут продавать по 1 тыс. долларов. Но зафиксировав у конкурентов цены еще ниже 1 тыс. долларов, часть операторов может установить цену ниже себестоимости – 600 долларов. Поэтому у операторов образуются кассовые разрывы»,- считает Марина Шиповалова

Также в Фонде предлагается детально разграничить риски турагентов и туроператоров. «И, в зависимости от рисков каждого из участников рынка, можно взвешенно подойти к оценке стоимости рисков. То есть, должен быть четкий механизм по определению финансовой ответственности по риску тех или иных операторов. Страховая сумма должна определяться в виде определенного процента от оборота оператора. Мы обращались к туроператорам и говорили им о том, что они никогда не задались вопросом, где у них сконцентрированы наибольшие риски. Мы уже 2 года подряд говорим им о том, чтобы они составили карту рисков своей отрасли: по каким направлениям какие риски присутствуют, и какие риски можно закрыть за счет страхование, а какие за счет регулирования», - уточнила Марина Шиповалова.

Напомним, летом 2014 года из-за проблем туроператора «Гульнар тур» сотни клиентов компании не смогли вовремя вылететь из Турции в Казахстан. Позже с такими же сложностями столкнулись и те, кто должен был отправиться на отдых из Казахстана в Турцию. Разрешение на эксплуатацию самолета авиакомпании Atlasjet Airlines, выполняющей программу «Гульнар тур», действовало до 30 июня 2014 года. Несмотря на это, туроператор осуществлял продажу билетов на июльские рейсы.

9 июля УВД Бостандыкского района Алматы по заявлениям потерпевших возбуждено уголовное дело по статье «мошенничество, совершенное в крупном размере». Предварительный ущерб был оценен в  сумму около 30 млн. тенге. 22 августа специализированный межрайонный экономический суд Алматы вынес решение о лишении лицензии ТОО «Гульнар тур».

3 июня стало известно о дефолте еще одного крупного казахстанского туроператора в Астане - компании Tengri Travelsystem. По информации директора Департамента индустрии и туризма МИР РК Тимура Дуйсенгалиева руководитель Tengri Travelsystem вылетел в Европу. «Офисы фирмы не работают и по нашим данным: от 600 до 1 тыс. человек могут быть выселены из своих отелей в Турции, ввиду того, что компания не проплатила достаточные суммы, чтобы покрыть проживание этих клиентов», – заявил Тимур Дуйсенгалиев.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.