Казахстан поддерживает международные усилия по обеспечению глобальной безопасности. Приоритетным для страны по-прежнему является укрепление режима нераспространения и ликвидация оружия массового уничтожения. Об этом спикер Сената Касым-Жомарт Токаев сказал в ходе международного семинара «Снижение угроз глобальной безопасности: уроки из Казахстана», сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
По информации Касым-Жомарта Токаева, 2 миллиона казахстанцев серьезно пострадали в результате 498 ядерных испытаний.
«Мы благодарны США и России за помощь в избавлении от ядерного оружия, инфраструктуры его испытаний и средств доставки. В ходе совместной операции «Сапфир» по программе американских сенаторов Нанна-Лугара в 1994 году из Казахстана было вывезено почти 600 килограммов высокообогащенного урана, пригодного для изготовления 24 атомных бомб. В апреле 1995 года Казахстан вывез всё ядерное оружие в Россию, а год спустя был завершен демонтаж шахтно-пусковых установок баллистических ракет, расположенных на территории нашей страны», – напомнил председатель Сената Парламента РК.
Он подчеркнул, что отказ от ядерного наследия стал единственно правильным стратегическим решением. Это обеспечило стране достойное место в мировом сообществе, создало предпосылки для успешных реформ в экономике с привлечением более 190 млрд долларов инвестиций.
«Более того, Казахстан получил моральное и политическое право требовать от других государств решительных действий для достижения всеобщего ядерного разоружения», – добавил он.
В своем выступлении Касым-Жомарт Токаев отметил, что в современном мире укрепление международной безопасности приобретает особую актуальность. Выступая на VI Астанинском экономическом форуме, президент Нурсултан Назарбаев выделил три глобальных вызова: фрагментация мирового порядка, вызванная коррозией международного права; изменение климата и распространение эпидемий; продовольственный дефицит.
«К указанным основным вызовам примыкают и другие угрозы: региональные конфликты, торговые и санкционные войны, религиозный экстремизм и терроризм, наркотрафик и нелегальная миграция. С повестки дня не снимается опасность новой рецессии в мировой экономике. Обострились противоречия между крупными державами по основным международным проблемам, Совет Безопасности ООН так и не пришел к единому мнению по урегулированию кризисов в Сирии и Украине», – сказал он.
Спикер сената отметил, что все это ведет к эскалации международной напряженности, чреватой развалом мирового порядка, а в более пессимистическом варианте – глобальным конфликтом
«С точки зрения укрепления международной безопасности считаем важным и активное участие Казахстана в деятельности ОБСЕ, СВМДА, ОДКБ, ШОС, а также развитие связей с НАТО. Придерживаемся мнения о необходимости укрепления центральной координирующей роли Организации Объединенных Наций как безальтернативной международной организации», – полагает он.
Казахстан выступает за обеспечение универсальности Договора о нераспространении ядерного оружия. Документ рассматривается в качестве краеугольного камня международной безопасности.
«В то же время надо признать, что Договор с появлением де-факто ядерных государств уже не является идеальным документом, обеспечивающим реальное нераспространение», – отметил Касым-Жомарт Токаев.
Для установления действенного режима нераспространения нужно решительно отказаться от двусмысленностей, казуистики и отступлений от обязательств, подчеркивает он.
Особое значение имеет предоставление членами «ядерного клуба» негативных гарантий государствам, добровольно отказавшимся от обладания ядерным оружием или оружейного компонента в развитии своих ядерных программ.
Опасность представляют собой попытки так называемых «несистемных игроков» получить доступ к ядерным технологиям и арсеналам. К недавнему заявлению «Исламского государства» о том, что оно в течение года станет обладателем ядерного оружия, нужно отнестись со всей серьезностью, считает сенатор.
Казахстан выступает за скорейшее вступление в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и укрепление его верификационного механизма. Пока данный Договор остается на бумаге, по его мнению, трудно говорить о реальном снижении угрозы глобальной безопасности.