В Казахстане будет создан единый закупщик электроэнергии. Об этом на расширенном заседании правительства в начале мая сообщил президент Нурсултан Назарбаев. Необходимость запуска такого механизма объясняется высоким износом оборудования и инфраструктуры отрасли. Положение дел ухудшает непрозрачная система тарифообразования. Эти проблемы и планируется решить через централизацию закупки электроэнергии. Плюс предполагается, что это поможет приблизить региональные тарифы и контролировать темпы их роста.
Призраки электроэнергетики
«Сама идея единого закупщика абсолютно правильная, я ее полностью поддерживаю, – сказал «Капитал.kz» экономист Петр Своик. – Реализация ее связана с принципиальным изменением действующей концепции так называемого оптового рынка электроэнергии. Но насколько правительство готово реализовать эту идею: целиком или только изобразить – это пока вопрос».
Эксперт пояснил: физически система электроснабжения состоит из двух субъектов – электростанций, то есть производителей электроэнергии, их в Казахстане около 60, и электросетей (межрегиональных, местных распределительных). Если рассматривать процесс электроснабжения с экономической точки зрения, то вариант, наиболее приближенный к физической сути, должен выглядеть так: электростанция вырабатывает и продает электроэнергию сети, сеть покупает и продает потребителю. «Нынешняя концепция так называемого оптового рынка совершенно иная – искусственная. В нее включены энергоснабжающие организации – призрак, потому что никакого физического предназначения в процесс электроснабжения они не имеют, но за ними закреплена искусственная функция покупки электроэнергии у станций и продажи ее потребителям. Эту «выдумку» необходимо отменить», – говорит эксперт.
Концепция единого закупщика предполагает, что добавляется один субъект – экономический, он покупает электроэнергию у всех электростанций и продает ее всем сетям, чтобы те продавали потребителям, причем делается это с накопительным учетом. «Система весьма близка к физической сути этого процесса энергоснабжения. Именно поэтому я ее приветствую», – говорит собеседник.
Тарифотворчество в действии
Станут ли тарифы прозрачными с запуском механизма единого закупщика? Петр Своик говорит: «Хуже уже не будет, потому что в нынешнем оптовом энергорынке тарифы абсолютно непрозрачны. Единственное, что известно – некоторые крупные промышленные предприятия покупают электроэнергию по более низким, чем бытовые потребители, тарифам. А каковы эти тарифы – тайна. Если будет создан единый закупщик, хотя он, конечно, тоже может «химичить», но, по крайней мере, будет проще организовать прозрачность».
По мнению эксперта, концепция единого закупщика должна предполагать установленные государством тарифы для потребителей. «Причем они могут быть тем или иным способом унифицированы или диверсифицированы. Могут, например, принять решение – и оно было бы правильным – о единообразном тарифе для всего Казахстана. Могут принять решение о разных тарифах для разных категорий потребителей, и это тоже было бы в определенной степени оправданным. В такой модели государственного тарифообразования тарифы и могут, и должны быть прозрачными», – говорит Петр Своик.
Мог бы при этом существовать единый для всех регионов тариф? «Это возможно», – уверен экономист. Сейчас, по его мнению, «тариф на 25% состоит из коррупции и бесхозяйственности, а в целом – безответственности». Модель единого закупщика позволяет от этого уйти, если только такой закупщик не начнет продавать электроэнергию по разным ценам в разных регионах, но это бессмысленно. Единому закупщику проще работать по одинаковым условиям для всех регионов.
Важное дополнение
Как рассказывает Петр Своик, сейчас в электрическом смысле в Казахстане есть относительно единое северное, центральное и восточное пространство, с ним связана, хотя и в недостаточной степени, южная зона, есть почти не связанная актюбинская и вообще не связанные атырауская и мангистауская зоны. По мнению эксперта, концепция единого закупщика должна учитывать эту разрозненность. «Можно, конечно, искусственно, не обращая внимания на отсутствие физической электрической связи, создать единого закупщика для всей республики и осуществлять единую тарифную политику. Но, на мой взгляд, оптимальным решением было бы создание нескольких единых закупщиков в Казахстане, а именно – и это ключевой момент – их должно быть столько, сколько сегодня существует оперативно-диспетчерских центров. Они обеспечивают реальный физический энергетический процесс и расположены в соответствии с озвученными зонами. Поэтому было бы правильно создать столько же закупщиков и расположить их там же, где находятся оперативно-диспетчерские центры, – для приближения экономического процесса электроснабжения к физическому».