Взятка за въезд
АВТОР

15.04.2015 • 19:40 3652

Взятка за въезд

Когда коррупция перестанет угрожать государственной безопасности?

Коррупция на границе свидетельствует, что это явление в Казахстане все еще носит массовый характер. Чтобы минимизировать ее, необходимы системные меры и создание функционирующего антикоррупционного механизма.

До 100 тыс. тенге требуют с кыргызстанских дальнобойщиков казахстанские таможенники и пограничники для беспрепятственного въезда в нашу страну. Такие цифры в конце прошлой недели озвучило КирТАГ со ссылкой на ассоциацию грузоперевозчиков Кыргызстана. «При въезде в Казахстан с отечественных водителей всегда требуют взятки. Суммы разные – от 2 тыс. тенге до 100 тыс. тенге. Все зависит от ценности товара. Казахстанские соответствующие службы задерживают грузовики и ставят на штрафстоянки, потом требуют взятки, угрожая оштрафовать. Они сами создают коррупционные условия и вынуждают (давать мзду), такие случаи частые», – посетовали грузоперевозчики.

В свою очередь водителям приходится давать «на лапу», поскольку зачастую они перевозят скоропортящуюся сельскохозяйственную продукцию. «Такие вопросы должен решать Минтранском. Ранее этим занималось республиканское объединение водителей, которое работало за рубежом под названием «Интранс». Однако его включили в состав одного из агентств при Минтранскоме, теперь у него нет ни сил, ни ресурсов для защиты интересов наших водителей», – добавили в ассоциации.

Против фактов не пойдешь

И это, к сожалению, далеко не единственный случай. По большому счету, коррупция в Казахстане представляет собой существенную проблему для экономического и политического развития страны. Более 10 лет назад, в 2004 году Transparency International отвел Казахстану 122-е место (которое было поделено с несколькими другими странами) по уровню коррумпированности в списке из 146 стран. Общий балл Казахстана равнялся 2,2 из 10 возможных (балл ниже 3 обозначает «безудержную коррупцию»).

Понятно, что такая ситуация не могла устраивать власти. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев объявил «священную войну» коррупции, были приняты «10 мер против коррупции» на всех уровнях государства и общества. Но это не дало видимых результатов, и в конце 2013 года Казахстан скатился на 140-е место по уровню коррупции по версии Transparency International.

Год спустя в «Индексе восприятия коррупции» Казахстан поднялся с 140-го до 126-го места. Эту строчку республика разделила с Гондурасом, Азербайджаном, Непалом, Пакистаном, Тоголезской Республикой и Гамбией.

Понятно, что страна с трудом борется с этой болезнью, проблема остается очень серьезной, а соседство с вышеуказанными государствами не прибавляет имиджа.

Одним из очередных шагов в этой борьбе стало предложение директора Института общественной политики партии «Нур Отан» Саясата Нурбека разработать методологию расчета Национального индекса восприятия коррупции (НИВК), которое он озвучил в апреле 2015 года. По его мнению, международные рейтинги не отображают реальности. Аргумент прост: мол, в прошлом году Казахстан занял 126-е место в рейтинге восприятия коррупции от Transparency International, хотя годом ранее находился на 140-м месте, на одной позиции с Гондурасом и Лаосом. Понятно, что эта инициатива из серии «Запад нам не указ» и мы оценим свою коррупцию по своей собственной шкале. В любом случае это не похоже на реальные реформы, которые могут снизить коррупцию до неопасных для государственной безопасности значений.

На самом же деле все серьезнее, чем мы ожидали

Кстати, совсем недавно британский журналист Ник Кочан, специализирующийся на тематике финансовых преступлений и коррупции, дал интервью радио «Азаттык», где он довольно точно охарактеризовал, откуда в Казахстане коррупция. «Думаю, что во многом это наследие советских времен, потому что, мне кажется, коррупция заключается в кумовстве, речь идет о том, что слишком большое число членов семьи, слишком большое число друзей, слишком большое число тесных (связей) остаются скрытыми, непрозрачными при принятии решений», – отметил он.

Да, Кочан согласен с тем, что «коррупция есть всюду». «Но, думаю, что здесь она наиболее вопиющая, потому что речь идет о политике и бизнесе в Казахстане. В Великобритании речь идет больше о бизнесе, например, директора выплачивают друг другу огромные заработные платы. Это не полная прозрачность, но это влияет лишь на компании», – продолжил журналист.

Тогда как в Казахстане коррупция влияет не только на компании, но и на политику, что весьма опасно в плане государственной безопасности.

Что делать и как делать

Вопрос минимизации коррупции всегда был в приоритете властей. В долгосрочной перспективе власти видят пути минимизации коррупции, во-первых, в соблюдении сроков оказания государственных услуг с целью исключения бюрократических проволочек и необходимости поиска налогоплательщиком путей «ускорения» получения услуги. Во-вторых,  в минимизации контактов работников органов налоговой службы с налогоплательщиками путем увеличения количества электронных налоговых услуг, создания и развития современных центров приема и обработки информации по обслуживанию налогоплательщиков. В-третьих,  в совершенствовании условий труда, повышении заработной платы работникам органов налоговой службы и разработке гибкой системы премирования с целью стимулирования их профессионализма.

К сожалению, сроки оказания госуслуг могут затягиваться, причем зачастую со ссылкой на объективные причины, тем самым ставя потребителя в безвыходное положение, а минимизация контактов, особенно на границе, вообще не работает. Все равно грузоперевозчикам приходится обращаться напрямую, а это уже повод к коррупции. Что же касается третьего, то повышение зарплат тех же пограничников или таможенников не приведет к минимизации коррупции. Об этом свидетельствует опыт дорожной полиции, когда при Омурзаке Тусумове поднимали зарплату полицейским. Коррупции не стало меньше, она стала просто дороже. Думать, что с пограничниками или таможенниками случится иначе, значит, плохо знать жизнь и ее реалии.

Мировой опыт говорит о том, что иначе как системными мерами и созданием независимого от властей антикоррупционного механизма коррупцию в Казахстане не минимизировать. К примеру, по опыту Сингапура, где борьба с коррупцией увенчалась успехом, в Казахстане необходимо создать антикоррупционное бюро, члены которого получают большие зарплаты, а глава бюро подчиняется непосредственно президенту. И далее, нужно убрать систему, согласно которой некоторые члены общества неподсудны, чтобы бюро могло проверить любого в любое время. Кроме того, сделать так, чтобы в борьбу против коррупции включилось все общество, а для этого оно должно поверить власти. Только при таких условиях и при постоянной работе антикоррупционного бюро в Казахстане можно победить коррупцию, или загнать ее в сферы, как на Западе, где она не будет угрожать государственной безопасности. 

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Коррупция на границе киргизия дальнобойщики Ник Кочан

15.04.2015 • 19:40 3652

Поделиться
Новости партнёров
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus