В Казахстане остро стоит вопрос оптимизации высших учебных заведений. С одной стороны, нельзя не сокращать количество вузов, так как их количество давно перевалило разумные рубежи. С другой стороны, надо точно знать, почему частные вузы нацелены исключительно на извлечение коммерческой выгоды и иначе себя на рынке не позиционируют.
Как недавно сообщила пресс-службы Генпрокуратуры РК, прокуроры добиваются приостановки лицензий 18 частных высших учебных заведений в республике.
«По результатам проверки прокурорами внесено 62 представления, в том числе о приостановлении действия лицензий 18 частных вузов. К дисциплинарной ответственности привлечено более 40 сотрудников вузов, к административной - 32, возбуждено 2 уголовных дела», – говорится в распространенном пресс-релизе.
Проверка Генпрокуратуры показала, что деятельность большинства негосударственных учебных заведений не отвечает предъявляемым требованиям и стандартам образования и ориентирована главным образом на извлечение коммерческой выгоды.
Более месяца назад вице-премьер Бердыбек Сапарбаев жестко высказался в отношении некоторых казахстанских вузов.
«По вузам - нам надо, чтобы мы готовили кадры с учетом потребностей нашей экономики. К сожалению, иногда мы сами помогаем пополнять армию безработных. Мы с министром в Астане посетили два вуза. Просто стыдно! Студентов нет, базы нет, и контроля нет. Должно же быть хоть немного стыдно перед студентами, завтра кем они будут, какую специальность смогут получить? Поэтому я предупреждаю здесь присутствующих руководителей частных и государственных вузов, колледжей: здесь будет жесткий порядок. Мы будем совместно с Генеральной прокуратурой проверять. У кого не соответствуют требованиям - будем закрывать», - заявил Бердыбек Сапарбаев, выступая на расширенном заседании коллегии Министерства образования и науки РК.
По большому счету прокуратура не сообщила общественности какую-то новость. Как и отметили прокуроры, «вузы не имеют надлежащих условий для качественной подготовки специалистов, достаточных материально-технических ресурсов и научно-методического обеспечения, квалифицированных преподавательских кадров».
При этом прокуратура видит в качестве основной причины отсутствие «надлежащего ведомственного контроля за деятельностью частных вузов со стороны отраслевого комитета по контролю в сфере образования и науки».
Все верно. Но оптимизация вузов должна осуществляться продуманно. Так, в начале 2013 года Министерство образования и науки РК озвучило планы по оптимизации вузов. Тогда при ведомстве был создан республиканский общественный совет по оптимизации вузов. В его состав вошли депутаты парламента Казахстана, ректоры вузов, журналисты, члены народно-демократической партии «Нур Отан» и отраслевых ассоциаций. По идее тогдашнего министра образования и науки Бакытжана Жумагулова, в каждой области будет по одному частному вузу, однако это новшество не коснется таких крупных городов, как Шымкент, Караганда, Алматы и Астана. Здесь оставят по два-три высших учебных заведения. Вместо действующих сейчас 66 вузов останутся не более 30 высших учебных заведений.
Главная цель оптимизации вузов - повышение качества образования. «Будут проведены плановые меры государственного контроля для определения соответствия их деятельности требованиям законодательства в области образования и квалификационным требованиям, предъявляемым при лицензировании образовательной деятельности. Результаты госаттестации и плановых проверок позволят министерству определить вузы, образовательная деятельность которых не соответствует требованиям и стандартам, установленным законодательством», - заметили в Минобразования. При этом студентов, обучающихся в вузах, которым грозит закрытие, переведут в другие учебные заведения. Кроме того, Бакытжан Жумагулов говорил и о возможности укрупнения государственных вузов. В Минобразования пояснили, что в одном регионе будут работать только один госуниверситет и частный вуз. То есть вузы будут перепрофилированы в укрупненные центры науки и знаний, которые работают с учетом потребностей региональных экономик.
В марте 2013 года на пленарном заседании мажилиса с депутатским запросом к тогда еще министру образования и науки РК Бакытжану Жумагулову обратился депутат Азат Перуашев.
По его мнению, уровень целого ряда частных вузов не уступает, а порой и превосходит государственные вузы. «Тем более что имеются примеры вузов со смешанной формой собственности, акционированных, но с сохраняющейся долей участия государства», - отметил депутат.
«В каком-то регионе может оказаться не 1, а 3-4 сильных и качественных частных вузов, а в каком-то регионе, возможно, и ни одного. Кроме того, в трудоизбыточных регионах потребность в вузах объективно выше, чем в тех, где меньше население и доля молодежи, и т. д. Поэтому заявленный министерством принцип отбора «один регион - один частный вуз» выглядит крайне сомнительно», - продолжил Азат Перуашев.
По его словам, сам принцип оптимизации вузов за счет частных непонятен.
Например, в Чехии количество частных вузов почти в 2,5 раза превышает количество государственных (всего 66 вузов, из них 28 - государственных), в Малайзии из 599 вузов 521 - частные, т. е. частных вузов в 6,7 раза больше, чем государственных. В США количество частных университетов превышает количество государственных в 4,5 раза, в Великобритании - в 53,5 раза, Сингапуре - в 3 раза.
«Общеизвестно, что в условиях рыночной экономики именно наличие частного сектора, конкурирующего с государственным, приводит к повышению качества продукции и услуг», - заявил Азат Перуашев.
Вместе с тем он подверг сомнению посыл о том, что в частных вузах качество обучения ниже, чем в государственных.
«Согласно рейтингу качества крупнейших казахстанских вузов РК (агентство «ИА «Рейтинг.KZ»), путем опроса крупнейших отечественных и международных компаний из пяти лучших вузов страны три (60%) - именно частные вузы. В первой десятке - 7 частных вузов. Нижние позиции заняли как раз государственные вузы. То есть работодатели считают, что частные вузы лучше готовят своих выпускников к рынку труда и подтверждают свое мнение тем, что охотнее берут их на работу», - подчеркнул депутат.
Ну и в конце концов Азат Перуашев попросил ведомство ответить на следующие вопросы: каким образом и по каким критериям планируется проводить оптимизацию системы высшего образования, насколько при этом будут защищены законные права и интересы частных вузов, а также будут ли предполагаемые шаги реально направлены на повышение качества образования или все сведется к компании по борьбе с негосударственными вузами.
Власти, если хотят на самом деле повысить качество высшего образования в республике, должны подойти к вопросу отзыва лицензий у частных вузов в иной плоскости.
В первую очередь, как и отметил Азат Перуашев, провести довольно серьезные маркетинговые исследования по качеству образования как в частных, так и в государственных вузах. Иначе не будет четкого понимания, где и в каких местах имеются наиболее серьезные проблемы.
А то получается, как всегда. Все помнят, как в Казахстане боролись с автомобилями с правым рулем. Дорожная полиция (тогда она так называлась) часто манипулировала статистикой, обвиняя именно эти автомобили в росте аварийности на наших дорогах. В результате сначала запретили ввоз, а с 1 января 2015 года – эксплуатацию.
И не дай бог, как в Узбекистане. Там с 15 мая 2010 года президент Узбекистана запретил работу частных нотариусов под предлогом большого количества подложных документов с их стороны. А несколько дней спустя, 20 мая, в Узбекистане и тоже указом президента запретили физическим лицам заниматься частной медицинской практикой под предлогом, что деятельность частнопрактикующих врачей не отвечала требованиям по оказанию гарантированной и квалифицированной медицинской помощи населению.
Так, к примеру, в 2009 году в частном секторе медицины Узбекистана насчитывалось 1590 частных медицинских учреждений и 1187 физических лиц, занимающихся частной медицинской практикой.
В результате государственных нотариусов в этой республике мало, и теперь население, осуществляющее те или иные операции, вынуждено стоять в длинных очередях. А более 1 тыс. частнопрактикующих врачей оказались без работы.
В Казахстане с оптимизацией вузов может случиться то же самое. Сначала будут ликвидированы частные вузы, а потом – преподаватели останутся без работы, а государственные вузы, поняв, что получили монопольное право на высшее образование, повысят стоимость обучения.
Может, на самом деле сначала провести комплексное исследование рынка высшего образования по городам и регионам, определить, какие вузы (без разницы, государственные или частные) не справляются с требованиями, а какие справляются, запустить внутренний рейтинг вузов и только на основе серьезного анализа начать разговор об оптимизации вузов.
Что же касается коммерческой выгоды, то частные вузы должны ее получать, но только параллельно быть заинтересованы в повышении качества образования.