Авиакатастрофы в РК происходят из-за плохой подготовки пилотов

За последние пять лет в авиакатастрофах погибли 160 человек

Share
Share
Share
Tweet
Share
Авиакатастрофы в РК происходят из-за плохой подготовки пилотов- Kapital.kz

За пять лет в Казахстане произошло 22 авиакатастрофы, в результате которых погибли 160 человек, и лишь 67 по счастливой случайности остались живы. Причины авиападений малоизвестны, в 40% случаях информация о результатах проведенных расследований авиакатастроф остается закрытой, считает аналитик центра ГЧП Алия Карибаева.

В мировой практике результаты расследований авиакатастроф международными комиссиями показывают, что чаще падения происходят по причине стечения различных факторов, когда экипаж уже не может справиться с воздушным судном, поэтому и ответственность за катастрофы и гибель людей определить непросто, а в большинстве случаев виновные сами становятся жертвами.

Печальная статистика авиакатастроф Казахстана за 2009-2014 годы свидетельствует о 22 фактах авиакатастроф. Для сравнения: с момента обретения независимости за более чем десятилетний период их количество было намного меньше. Так, за последние пять лет в авиакрушениях погибли около 160 человек,  67 людей по счастливой случайности остались живы.

«Причинами аварий в 14 случаях (64%) был назван человеческий фактор (ошибка экипажа), в том числе в 8% случаев повлияли также климатические условия. В остальных 40% случаях информация о результатах проведенных расследований авиапроисшествий осталась закрытой или мало освещенной», - говорит аналитик Алия Карибаева.  Однако по отрывочной информации в СМИ можно судить, что катастрофы происходят часто из-за отказов авиационной техники.  А  отказ техники также тесно связан с человеческим фактором, так как подразумевает ошибки в процессе проектирования воздушного средства, производства материалов, имеют место ошибки при сборке воздушного средства, техобслуживания, ремонта и др. Таким образом, проблема человеческого фактора продолжает сохранять свою остроту повсюду и сегодня.

Cогласно данным сайта, посвященного вопросам авиации, наиболее плачевным за пять лет был 2013 год, в течение которого произошло 8 катастроф, а самым безопасным 2011 год - ни одного случая. В 2014 году произошло  2, в 2012 году - 6, в 2010 году - 2, а в 2009 году - 4 катастрофы.

Как известно, Казахстан является участником Межгосударственного авиационного комитета МАК.  По итогам 2013 года  рекомендации МАК главам авиационных администраций участников касались повышения уровня квалификации специалистов, надлежащей сертификации, выполнения и проверки квалификационных требований, функционирования системы сообщения об ошибках, допущенных при выполнении полетов, унификации программ подготовки пилотов и многого другого.

За первое полугодие 2014-го по аварийности гражданских воздушных судов МАК подтвердил выводы о том, что в совокупности 80% событий обусловлены отклонениями в действиях авиационного персонала при выполнении и организации полетов, в 10% событий проявились отказы авиационной техники, и только 10% событий явились следствием других факторов.

«Статистика последних лет и рекомендации МАК подталкивают к выводу о недостаточном уровне профподготовки или переподготовки персонала авиакомпаний и авиаперевозчиков почти на всех уровнях организационной иерархии. Я надеюсь, что ситуация в нашей стране исправится с помощью утвержденной в прошлом году Программы подготовки и переподготовки специалистов служб авиационной безопасности, должностных лиц уполномоченного органа в сфере гражданской авиации по вопросам авиационной безопасности и безопасности полетов. Действенность  программных мер хотелось бы увидеть уже в этом году, хотя за первый месяц текущего года одна авиакатастрофа омрачила наши будни - над Шатырколем в Жамбылской области», - отмечает аналитик Центра ГЧП.

По мнению Алии Карибаевой, важным фактором является надлежащее взаимодействие между членами экипажа, грамотный выбор состава экипажа. В вопросах жизни людей нет места непрофессиональному и халатному отношению высших и средних менеджеров авиакомпаний и авиаперевозчиков, а также уполномоченного контролирующего органа к своим обязанностям.

По фактам крушения самолетов в РК в СМИ  прошла информация о возбуждении уголовных дел. В то же время в поиске сведений о возбуждении дел и промежуточных или окончательных итогах работы по двум авиакрушениям за 2014 год, произошедших в Алматинской области, на официальном сайте Транспортной прокуратуры ни в дни крушений, ни по окончании 2014 года в опубликованных результатах деятельности органов транспортной прокуратуры информация не представлена. На сайте Комитета по правовой статистике и специальным учетам получить исчерпывающую информацию по произошедшим авиакатастрофам сложно ввиду различия формата представления информации.  «Поэтому  вопросы, насколько успешно были проведены расследования виновных лиц и какие наказания к ним применяются, приблизительно в 40% случаев остаются без ответов», - говорит аналитик.  

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.