В высших эшелонах власти в этом году произошел ряд громких перестановок. По ряду причин, в том числе внешнеполитического толка, активная ротация кадров в верхах привлекла особое внимание прессы и экспертного сообщества.
Первым изменением на политической карте стала отставка премьер-министра Серика Ахметова (назначенного сначала министром обороны, а затем обвиненного в коррупции) и назначение на этот хорошо ему знакомый пост Карима Масимова.
Политолог Талгат Мамырайымов, комментируя это назначение, отметил, что, по сути, премьерство Масимова будет носить внешнеполитический характер. «Назначение Масимова приведет к сближению экономик Казахстана и Китая. Возможно, за этим последует переориентация экономической политики РК с евразийской интеграции на Китай», – предположил Мамырайымов.
Что до Серика Ахметова, чья отставка с поста главы правительства сейчас кажется не столь для него страшной, то, по мнению Мамырайымова, г-н Ахметов должен был принять удар за неудачи правительства. «Я имею в виду пенсионную реформу, девальвацию и вообще провалы социально-экономической политики. Возможно, это сделано для того, чтобы это правительство выглядело виновным во всех неудачах в области экономики и социального сектора», – сказал Мамырайымов.
Вскоре после августовских перестановок последовал еще ряд изменений на политической карте нашей страны. Серик Ахметов, ставший в августе министром обороны, ушел неведомо куда, а на его место был назначен Имангали Тасмагамбетов. «Назначение Имангали Тасмагамбетова на пост министра обороны я больше связываю с тем, что это ведомство даже на фоне других министерств всегда демонстрировало низкую эффективность. Первые крупные коррупционные скандалы в РК, случавшиеся еще в 90-е, имели место именно в министерстве обороны. Получалось так, что кто бы ни приходил на пост министра обороны, он ситуацию не улучшал. В этом плане Тасмагамбетов рассматривался президентом как антикризисный менеджер», – прокомментировал ситуацию политолог Досым Сатпаев.
Говоря о назначении Адильбека Джаксыбекова, вернувшемся руководить Астаной, политолог отметил, что у президента, по большому счету, не было других вариантов: «Напомню, что Джаксыбеков был акимом Астаны, когда она только стала столицей. Тогда на него была возложена огромная ответственность, и, судя по всему, он с этой задачей справился. Вообще, он – человек без политических амбиций, технократ и управленец».
Отметим также, что впервые в истории страны пост госсекретаря заняла женщина. Им стала Гульшара Абдыкаликова. Другое крупное назначение – секретарем совбеза РК стал Нурлан Ермекбаев.
Также стоит отметить Данияла Ахметова, который после работы в Евразийской комиссии вернулся на исполнительную должность – акима Восточно-Казахстанской области. Сменился аким и в Карагандинской области. С 20 июня 2014 года им является Нурмухамбет Абдибеков.
В интервью деловому порталу Kapital.kz, подводя спустя время итоги громких кадровых назначений на уровне министерств, политолог Максим Казначеев отметил, что все эти перестановки скорее носят характер «внутриэлитных разборок». Совершенствование работы госорганов здесь, по мнению эксперта, не самоцель.
«Я считаю, что это всего-навсего зачистка внутри элит, а именно группы влияния Серика Ахметова. Выполнили эту работу Карим Масимов и Нурлан Нигматулин (последний, кстати, теперь занимает должность главы администрации президента – прим. Ред.), а все остальные перемещения связаны с поиском замен. На новые места нужны были более-менее равноценные фигуры. Сложно говорить, что эти замены существенно повлияют на работу госорганов. «Скамейка запасных» у нас очень короткая. Те, кто получил новые должности, они давно находятся в элите. Они показали то, на что они способны. Я не ожидаю от них особо ярких или радикальных действий в плане улучшения качества тех структур, которые перешли под их начальство. Словом, эти перемещения объясняются внутриэлитной кулуарной разборкой, а не логикой совершенствования работы госорганов», – сказал политолог в разговоре с корреспондентом Kapital.kz.