Онлайн-продажа электронных железнодорожных билетов (ж/д), которая раньше была доступна только в кассах или на официальном сайте Казахстан Темир Жолы, станет доступна и для других игроков, занятых в сфере онлайн-продажи билетов. Так, стало известно, что две частные казахстанские компании aviata.kz и flight.kz стали официальными реселлерами ж/д билетов через интернет.
По данным, которые деловому порталу Кapital.kz предоставили в компании aviata.kz, общий объем продаж ж/д билетов онлайн по Казахстану составляет около 10%. Сам сервис планирует выйти на показатель в 1,5-2% в ближайшие 2-3 года.
«В связи с тем, что в отличие от авиа-индустрии, где тот или иной авиаперевозчик платит агентству или кассе комиссию за вырученные авиабилеты, в сфере ж/д билетов система вознаграждения не практикуется, поэтому не проприетарные агентства, кассы и сайты устанавливают собственные комиссионные сборы, которые взимаются с клиента»,- говорит директор компании aviata.kz Анна Ли. По ее словам, на сайте Aviata.kz/railways цена на билет будет отличаться.
До недавнего времени КТЖ, которому принадлежит монополия на железнодорожные пассажирские перевозки, производил продажу билетов только через традиционные кассы, а также через свой официальный сайт. Таким образом, учитывая тот факт, что ж/д перевозки являются наиболее популярным и относительно дешевым способом передвижения по отношению к авиапассажирским перевозкам, компании ожидают увеличение спроса и продаж электронных билетов через сеть. Так, по данным КТЖ, наполненность составов в летние месяцы составляет до 85%.
По словам Анны Ли, трудности на начальном этапе все же существуют, так как сама система пока не отлажена на все 100%.
«К сожалению, утверждать, что система продажи ж/д билетов в онлайне отлажена на 100%, никак нельзя. Имеются сложности с процедурой обмена и возврата ж/д билета. Через сайт это сделать пока невозможно, только через железнодорожную кассу вокзала. Имеются сложности и в отношении электронного ж/д билета. Кроме поездов «Тулпар-Тальго», считывающими устройствами, которые позволяют пассажиру беспрепятственно осуществлять посадку в поезд электронным билетом, не оснащены никакие другие поезда. В этом случае заранее выкупленный электронный билет необходимо обменять на билет КТЖ установленного образца в специальных автоматах (или кассах) на железнодорожных вокзалах»,- говорит она.
Приход новых игроков в этот сегмент рынка говорит о его востребованности среди населения, а также развитие онлайн-сервисов, которые раньше были недоступны или имели узкую направленность. По некоторым подсчетам, рынок онлайн-продаж билетов сегодня оценивается в 80 млрд тенге с ежегодным ростом и приходом новых игроков в этот сегмент. Единственное, на что пока сетуют игроки, так это то, что в системе реализации ж/д билетов онлайн пока отсутствует система вознаграждения непосредственно самих агентств, тогда как в случае продажи авиабилетов, агентство получает определенную процентную комиссию с продаж.
«Кроме того, надо отметить, что в реализации ж/д-билетов пока не отработана какая-либо система вознаграждения агентств, в отличие от авиа-индустрии, когда тот или иной авиаперевозчик платит агентству (или кассе) комиссию за вырученные авиабилеты. Соответственно, кассы или агентства устанавливают собственные комиссионные сборы, которые взимаются с клиента. Однако, какие бы сложности и недочеты в данный момент не присутствовали в системе, в случае воплощения всех положительных прогнозов в жизнь, они, несомненно, нивелируются, а сама система усовершенствуется»,- подытоживает Анна Ли.