В Астане состоялось совместное заседание палат парламента РК с участием главы государства Нурсултана Назарбаева, который дал ряд поручений правительству и депутатам. Корреспондент делового портала Kapital.kz подготовил основные тезисы выступления президента.
– До конца текущего года необходимо принять Антикоррупционную стратегию Республики Казахстан до 2025 года.
– До конца 2014 года разработать проект закона о госзакупках в новой редакции.
– С 2015 года отменить техосмотр для коммерческого автотранспорта не старше 7 лет.
– До 2017 года интегрировать все существующие госсистемы и базы данных на платформе «Электронного правительства».
– До 1 апреля 2015 года разработать и внести в Парламент единый Закон об арбитраже.
– С 2017 года трансформировать Комитет по оплате медицинских услуг, создав Фонд обязательного медстрахования.
– До конца года разработать проект закона о сельхозкооперации.
– Обеспечить выплату единовременной материальной помощи ветеранам войны и труженикам тыла.
– Подготовить проект закона о прохождении производственной практики на предприятиях.
– В приоритетном порядке рассмотреть законопроект по вопросам недропользования.
– С 1 января 2016 года расширить применение для инвесторов принципа «одного окна». Для тех инвесторов, которые заключили инвестиционные контракты по приоритетным проектам, этот принцип должен начать действовать с 1 января 2015 года.
– Необходимо завершить процесс принятия кодексов нового поколения – Предпринимательского и Гражданского процессуального кодексов.
– Следует максимально упростить таможенные процедуры. С 1 января 2015 года таможенный контроль должен быть перенесен с этапа таможенной очистки на этап после выпуска товаров.
- При любых вариантах развития событий не сокращать финансирование социальной сферы.
Глава государства отметил, что новая сессия парламента начинается в непростых условиях. Сохраняется непредсказуемость в мировой экономике. Углубляются геополитические риски, в том числе, связанные с осложнением международных отношений из-за событий в Украине. Взаимные санкции применили друг против друга государства, производящие в общей сложности 60% мирового ВВП. Всё это влечёт серьёзные коррективы и изменения в сложившиеся экономические отношения и миропорядок.
«Это приведет к снижению роста экономики наших партнеров, что повлияет и на нас. Поэтому важно сделать всё, чтобы предупредить возможные негативные вызовы для экономики, благосостояния народа и безопасности Казахстана. Этим по моему поручению занимается правительство. Сегодня необходима слаженная работа парламента и правительства, чтобы умело воспользоваться открывающимися «окнами возможностей». Одна из главных задач, связанных с вхождением Казахстана в 30 развитых стран - продолжение административной реформы и создание эффективной системы госуправления с профессиональным и компактным госаппаратом. Как вам известно, уже реализовано решение о новой структуре Правительства. Подписан и реализуется Указ о разграничении полномочий между уровнями государственного управления. Это даёт возможность сократить многоступенчатость и дублирование в работе государственного аппарата», – сказал Нурсултан Назарбаев.
В основе этого процесса заложены следующие подходы:
1.В сегодняшней экономической ситуации правительство должно сосредоточиться на стратегических вопросах по реализации основных направлений социально-экономической политики. Необходимо передать министерствам компетенцию по принятию подзаконных актов - различных правил, инструкций, положений и т.д. Каждый министр должен будет иметь все необходимые полномочия по курируемой сфере и нести полную ответственность за принятые решения. Это требование надо законодательно урегулировать.
2.Комитетам министерств, наряду с контрольными и реализационными функциями, предоставляются полномочия по принятию решений, обеспечивающих осуществление государственной политики в соответствующих сферах. Прежние функции комитетов по централизованному контролю за обеспечением эффективного регулирования отрасли, должны сохраниться за территориальными органами.
3.Акиматам необходимо передавать функции, которые более эффективно исполняются на уровне регионов. Это, прежде всего, функции местного значения. В пользу этого говорит и широкий международный опыт. При этом одна функция должна быть закреплена только за одним государственным органом. Дублирования быть не должно. Центральные госорганы должны следить за тем, чтобы качество контроля и надзора за соблюдением всех норм законодательства не снижалось. И по сельскому хозяйству нужно расширить спектр полномочий местных органов власти.
4.В рамках разграничения полномочий необходимо продолжить работу по передаче государственных функций в негосударственный сектор. Эти функции во многих странах осуществляют саморегулируемые организации. Для этого надо приступить к созданию сети таких независимых организаций.
«Я остановился только на основных подходах, используемых в моём Указе по разграничению полномочий между уровнями госуправления. Поручаю Правительству внести в текущем месяце в Парламент соответствующий законопроект, направленный на реализацию данного Указа. Рассмотрение этого законопроекта необходимо сделать срочным», – отметил президент.