В целях безопасности, пассажирского спроса и экономии авиакомпания «Эйр Астана» полностью прекратила использование самолетов марки Fokker. Сейчас в парке авиакомпании три Boieng 767, пять – Boieng 757, четыре Airbus A321, семь – Airbus 320, один – Airbus 319, восемь – Embraer 190. Всего 28 бортов. Их средний возраст шесть лет. Самому старому борту нет и 13. По стандартам авиации самолеты могут летать и до сорока лет, если позволяет их техническое состояние.
«Fokker – это рабочая лошадка, но он предназначен для коротких дистанций», – отмечает директор по развитию инфраструктуры «Эйр- Астаны» Тимур Якупов,- «Казахстан имеет небольшую плотность населения и длинные расстояния. С точки зрения бизнеса невыгодно использовать такие самолеты. Полет из Атырау до Алматы на Fokker длится пять часов, другой борт сможет долететь гораздо быстрее и с большим количеством пассажиров. В Fokkerе всего 50 посадочных мест.»
При этом, по словам менеджеров компании, замена малых самолетов на большие на стоимости авиабилетов не скажется. «Львиную долю стоимости авиабилета составляет топливо, сборы аэропорта и навигация. Поэтому цена на них останется прежней. Помимо этого мы планируем полностью модифицировать салоны всех Boieng 757, обновить кресла в эконом-классе, установить телеэкраны, поменять обшивку и довести внутренний вид до уровня Boieng 767», – добавляет Тимур Якупов.
Также в планах компании купить еще один Boieng 767, взять в лизинг два Airbus и построить ангар в Астане. Сегодня технические центры есть только в Астане, Алматы и Атырау, а также в Хошимине и Куала-Лумпуре, что порой значительно осложняет время вылетов.
«Из-за нехватки центров обслуживания случаются длительные задержки рейсов», – комментирует ситуацию менеджер технического контроля «Эйр –Астаны» Андрей Олиа. «Если с самолетом в городе, где нет центра обслуживания, случилась неполадка, мы вынуждены отправлять туда инженера, запчасти и регламенты другим бортом. Это занимает много времени. В планах построить такой центр только в Актау, ангар для тяжелой формы обслуживания в Алматы. Строить такие центры в каждом городе Казахстане мы не можем».
При этом менеджеры компании не считают, что неполадок, поломок и задержек авиарейсов стало больше. По их мнению, увеличилось количество рейсов, что автоматически изменило и всю остальную сопутствующую статистику. Наиболее распространенным видом неполадок пилоты и инженеры называют попадание птиц в двигатель. Особенно часто это происходит в Алматы в осенне-весенний период, когда идет миграция птиц. Назвали инженеры и наиболее опасные моменты самого полета. Это взлет и посадка.
«В этот момент двигатели работают быстрее, могут мешать плохая видимость, осадки, помехи на полосе. Ограничены пилоты и во времени. Процесс посадки и взлета длится всего 15 минут и за это время пилотам нужно найти необходимую инструкцию и принять правильное решение», – рассказывает Андрей Олиа. «Однако в современных самолетах установлено трехкратное дублирование всех главных приборов. У нас высококлассные пилоты и инженеры. Они проходят обучение за рубежом. Ежемесячно у них проходят проверки и тренировки. Мы всегда напоминаем, что ДТП на земле происходит в миллионы раз чаще, нежели в воздухе. Бояться летать не нужно».
Президент «Эйр Астаны» Питер Фостер добавил к этому, что перед вылетом каждый самолет тщательно проверяется в соответствии со всеми международными стандартами.
«Если есть хотя бы какое-то сомнение, вплоть до того, что на фюзеляже содрана краска, то самолет не взлетит, пока не будет устранена неполадка», – резюмирует Питер Фостер.
Сейчас «Эйр Астана» очень активно привлекает на работу инженеров. На них есть спрос на всем казахстанском рынке труда. Специалисты, которых выпускает единственная в стране Академия гражданской авиации, не имеют нужных навыков и знаний. К слову, их обучают на самолетах «Ту-154», которых уже почти не осталось в парках казахстанских авиакомпаний. Для того, чтобы изменить ситуацию, «Эйр Астана» инициировала программу дуального образования. Лучшие студенты академии проходят теоретическое и практическое обучение на базе «Эйр Астаны» с последующим трудоустройством. Сейчас в авиакомпании уже работает 18 выпускников этой программы, среди которых пять девушек.