USD
488.45₸
-3.250
EUR
529.19₸
-2.090
RUB
5.04₸
-0.030
BRENT
72.79$
-0.120
BTC
72114.90$
-239.500

Фишинг, дипфейки, QR-код: как интернет-мошенники обманывают казахстанцев

За девять месяцев в Казахстане зарегистрировано 15,9 тысячи таких случаев

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фишинг, дипфейки, QR-код: как интернет-мошенники обманывают казахстанцев- Kapital.kz

Онлайн-мошенники каждый день осваивают различные способы обмана, и если раньше, в так называемый доцифровой период, их методы были примитивны, то сейчас ими применяются последние технологии - нейросети, виртуальные номера, имитация сайтов и сервисов известных банков. Как только появляется новая технология, можно не сомневаться, что в самое ближайшее время злоумышленники воспользуются ею в своих целях. Cтарший оперуполномоченный по особо важным делам Центра по борьбе с киберпреступностью МВД РК Ерлан Асанов рассказал Fingramota.kz о том, как защититься от мошеннических атак.

По данным МВД, за девять месяцев 2024 года в Казахстане зарегистрировано свыше 15,9 тыс. случаев интернет-мошенничества, что составляет около 47% от всех видов мошенничества (33 832). Общий ущерб составил порядка 26 млрд тенге. Чтобы не оказаться среди тех, кто пострадал от злоумышленников, важно не терять бдительность и уметь распознать обман.

Какие техники применяют аферисты?

Наиболее распространенный вид интернет-мошенничества называется фишинг. Каждый год фишинг становится все более изощренным, но его главная цель остается неизменной — получить личные и банковские данные граждан.

«Фишеры могут создавать сайт известной компании и от ее имени рассылать сообщения, ссылки с просьбой вложиться в какой-либо проект или оказать помощь нуждающимся. Граждане попадаются на это и выдают свои персональные данные, в том числе информацию о карточках и счетах. С развитием телефонии появился вишинг, где мошенники общаются через телефон. Одна из схем – использование SIP-телефонии, которая позволяет дублировать номера фирм или обычных граждан и от их имени просить предоставить секретные платежные сведения», – объяснил Ерлан Асанов.

Нередко злоумышленники выдают себя за сотрудников банка, просят оформить кредит или говорят, что совершается атака на банковский счет. Они используют программы удаленного доступа, убеждая граждан установить их на телефон, чтобы якобы вычислить подозреваемого. Выполнив данные инструкции, граждане автоматически предоставляют доступ злоумышленникам, которые берут под контроль телефон и совершают действия от имени пострадавшего человека.

Мошенники в последнее время также представляются сотрудниками налоговых и коммунальных служб, ювенальной полиции, курьерской доставки, магазинов и т.д.

Когда банковская система начала развиваться и появились приложения с оплатой через QR-код, мошенники быстро подхватили эту технологию. На маркеплейсах, например, злоумышленники обманывают и продавцов, и покупателей. Некоторые индивидуальные предприниматели могут халатно относиться к своим аккаунтам, передавая их недобросовестным людям. В результате они остаются без товара и с обманутыми покупателями, которые оплатили товары, но на руки их так и не получили. Нередко случается, что потом на невнимательного продавца подают в суд, и ему сложно доказать свою невиновность, ведь операции проводились через его аккаунт.

Еще одна «серая» схема – письма от мошенников с просьбой оплатить посылку. Человек говорит, что ничего не заказывал, и его просят отсканировать QR-код якобы для автоматического оформления отказа. Проведя сканирование, жертва автоматически передает свои данные злоумышленникам, и дальше они могут делать с ними все, что им заблагорассудится.

Новую технологию – дипфейк преступники уже вовсю используют, а именно – создают изображения известных личностей или людей, которых в природе не существует вовсе, для выманивания денег или банковских данных у жертв. Как правило, дипфейк сопровождается ссылкой на фишинговый сайт, который злоумышленники создают заранее, чтобы похитить чужие персональные данные.

Мессенджеры тоже пользуются популярностью среди интернет-мошенников, особенно WhatsApp. Аккаунт в мессенджере – самый простой способ проникнуть в телефон человека. Для этого мошенники отправляют на номер случайной жертвы СМС с кодом авторизации якобы для улучшения безопасности и просят сообщить этот код. Если человек это делает, аферисты автоматически подключаются к его аккаунту и просят у всех контактов занять денег в долг или выманивают конфиденциальную информацию.

Фишинг, дипфейки, QR-код: как интернет-мошенники обманывают казахстанцев 3454438 - Kapital.kz

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.