Странам ТС надо повышать уровень взаимодействия и эффективности контроля со стороны служб, в компетенцию которых входит контроль за взаимным товарооборотом на территории Таможенного союза. Об этом сообщает Комитет таможенного контроля в ответ на статью «Таможня и МВД поставят заслон фруктам из Казахстана», которая была опубликована 14 марта 2013 года на сайте газеты «Известия».
Сегодня, в связи с объединением таможенных территорий России Беларуси и Казахстана в единую таможенную территорию Таможенного союза, таможенный контроль на внутренних границах отменен. Существовавшая ранее российско-казахстанская таможенная граница утратила свое значение с позиции таможенного контроля и в настоящее время на этой границе осуществляется только пограничный контроль.
Таможенный контроль и таможенное оформление на территории Таможенного союза осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза. К ним относятся: Таможенный кодекс Таможенного союза, международные договоры и Решения Комиссии Таможенного союза. Поэтому описанная в статье «схема», когда товары везутся через Казахстан в Россию без уплаты в Казахстане таможенной пошлины, которая взимается только при оформлении товара в России есть ничто иное, как таможенный транзит. При этом товар, совершенно естественно, по документам проходит как иностранный, например, китайский.
Другая «схема», это когда ввезенный товар проходит таможенную очистку в Казахстане и получает статус товара таможенного союза ничто иное, как выпуск товара для внутреннего потребления.
Обе, так называемые «схемы» являются совершенно законными, поскольку основаны на нормах Таможенного кодекса Таможенного союза.
Основанием для статьи, опубликованной в газете «Известия», скорее всего послужили проблемы, возникшие в торговле продуктов питания на территории России, отмечают таможенники.
В частности, ни для кого не секрет, что в Российской Федерации сложился довольно сложный бюрократический механизм выдачи разрешений на торговлю продуктами питания, в том числе овощами и фруктами, в сравнении с которыми, аналогичные бюрократические процедуры в Республике Казахстан проще и дешевле. Учитывая взаимное признание в Таможенном союзе разрешительных документов по качеству и безопасности, которые выдаются органами сертификации России и Казахстана, российские продавцы плодоовощной продукции либо получают эти документы в Казахстане, либо их фальсифицируют, выдавая ввезенную из третьих стран плодоовощную продукцию как произведенную в Казахстане.
Поэтому в данном случае, речь идет о необходимости усиления контроля не за внешним товарооборотом таможенными органами, а в повышении уровня взаимодействия и эффективности контроля со стороны органов сертификации, налоговых служб и т.д. в компетенцию которых входит контроль за взаимным товарооборотом на территории Таможенного союза.