В Казахстане количество интернет-мошенничеств за последние семь лет выросло в 10 раз, с двух тысяч до 20 тыс. преступлений. Только в этом году интернет-мошенники причинили гражданам ущерб на сумму более 17,5 млрд тенге, передает Polisia.kz.
Самый распространенный способ обмана – получение оплаты или предоплаты при реализации несуществующих товаров или услуг по интернет-объявлениям (семь тысяч фактов). Далее – звонки от имени сотрудников банков (2,5 тыс. фактов). На третьем месте – оформление онлайн-займов (две тысячи фактов).
«Ситуация, связанная с ростом киберпреступности и появлением ее новых видов, наблюдается не только в Казахстане и государствах-участниках СНГ, но и во всем мире. Сложность раскрытия таких преступлений в первую очередь связана с их трансграничностью. Как вам известно, в интернете границы отсутствуют. Криминалитет умышленно использует различные анонимные сервисы, в том числе расположенные в зарубежных странах», – отметил начальник центра по борьбе с киберпреступностью департамента криминальной полиции МВД РК Жандос Суюнбай.
Вопросами предупреждения и раскрытия преступлений в сфере информационных технологий занимается центр по борьбе с киберпреступностью департамента криминальной полиции МВД.
«К уголовной ответственности в этом году привлечено 828 лиц, совершивших более трех тысяч интернет-мошенничеств. В сентябре в Усть-Каменогорске задержаны трое жителей города, совершивших более 50 фактов интернет-мошенничества. У них изъяты мобильные телефоны, ноутбуки, с помощью которых они совершали преступления. Общий причиненный ущерб составил почти 80 млн тенге», – рассказал спикер.
В декабре в столице полицейские выявили четыре мошеннических call-центра. Во время обысков изъято более 170 ноутбуков с гарнитурой и сетевое оборудование. Совместно с заинтересованными госорганами и операторами связи продолжается работа по блокировке звонков с подменных номеров. На протяжении года заблокировано свыше 43 млн звонков. Кроме того, с 15 ноября запущена антифрод-система определения и блокирования международных звонков на стационарные городские телефоны жителей Казахстана. С момента ее запуска заблокировано свыше 278 тыс. звонков. Также ужесточены процедуры получения займов, в том числе посредством СМС-подтверждения и биометрии.
Читайте также
Злоумышленники публикуют поддельные лицензии и другие правоустанавливающие документы, выданные якобы от лица монетарного регулятора