За десять лет численность населения в Казахстане увеличилась на 3 млн человек. В 2013 году в стране насчитывалось 17,04 млн казахстанцев, в ноябре 2023 года показатель перешагнул рубеж в 20 млн. Существенный скачок по большей части обусловлен естественным приростом – увеличением рождаемости и продолжительности жизни. Демографический подъем, воспринимаемый в развитых странах больше как положительный экономический показатель, в Казахстане на фоне устаревания основных фондов, включая социальную инфраструктуру практически во всех регионах страны, ведет к кризисам, ряд из которых уже отчетливо вырисовывается. Один из них – дефицит ученических мест в школах. Каждый сентябрь пестрит новостными сводками о переполненных учебных заведениях. Динамика роста населения, по прогнозам, будет сохраняться, соответственно, проблема острой потребности в новых СОШ сама по себе не разрешится. Сегодня в стране в экстренном порядке взялись за устранение столь существенного пробела, наращивая финансовые вливания в возведение школ в разы. В настоящий момент приняты два нацпроекта, направленные на закрытие недостатка школьных мест, – «Качественное образование «Образованная нация» и «Комфортная школа». Какие риски несут дорогостоящие для госбюджета мероприятия, реализуемые в условиях цейтнота, – в материале корреспондента центра деловой информации Kapital.kz.
Дефицит в сотни тысяч
Согласно прогнозным данным Центра развития трудовых ресурсов Министерства труда и социальной защиты населения РК, к 2027 году население школьного возраста (6-18 лет) увеличится до 5 млн человек. После – примерно на десятилетие ожидается стабилизация, однако с 2036 по 2050 год рост возобновится, и к 2050 году их количество достигнет 6,5 млн человек, предрекают в ведомстве.
Более ранние прогнозы экспертов начали реализовываться. Как сообщили в официальном ответе на запрос центра деловой информации Kapital.kz в министерстве просвещения, за пять лет контингент учеников в СОШ вырос на 658 867 человек – с 3 050 770 в 2017-2018 учебном году до 3 709 637 в 2022-2023 году.
При этом сеть школ за пять лет увеличилась на 410 - с 7 414 в 2017-2018 учебном году до 7 824 в 2022-2023 году. Как видно из цифр, темпы запуска новых учебных заведений отстают от прироста потребности со всеми из этого вытекающими последствиями.
По информации Минпросвещения, по состоянию на 18 сентября текущего года количество трехсменных школ насчитывает 121 единицу, дефицит ученических мест – 272 101 единицу. Два года назад показатель был на порядок меньше – на 47 тыс. единиц.
Самая неблагополучная ситуация отмечена в Туркестанской и Алматинской областях, а также в Астане, Алматы и Шымкенте, на которые приходится 59% всего дефицита ученических мест.
Срочные меры
«Острой проблемой системы среднего образования остается нехватка мест в школах. Дефицит составляет 225 тыс. Если не принять срочных мер, то к 2025 году он может достичь 1 млн мест. Ранее я давал поручение о строительстве до конца 2025 года не менее 800 школ. Сегодня я ставлю задачу довести эту цифру до 1000 школ», - поручал президент Касым-Жомарт Токаев, озвучивая Послание народу Казахстана в сентябре 2021 года.
И срочные меры стали принимать. В 2021 году объем подушевого финансирования частных организаций образования увеличили в три раза – с 13 317 млн тенге в 2020 году до 39 430 млн тенге в 2021-м. Далее ежегодная сумма росла по нарастающей: в 2022 году – до 81 755 млн тенге, в 2023-м – до 105 108 млн тенге.
К слову, с целью привлечения частного сектора в развитие среднего образования Законом РК «Об образовании» была утверждена компетенция уполномоченного органа по размещению государственного образовательного заказа. С 2020 года подушевое финансирование внедрено во всех городских школах. Оно подразумевает возмещение операционных расходов, расходов на ввод новых ученических мест путем строительства и реконструкции. Государственная поддержка также выражается в возмещении амортизационного компонента в течение 8 лет, снижении адмбарьеров.
Действует механизм субсидирования банковских займов по строительству и реконструкции частных школ через фонд развития предпринимательства «Даму», где конечная ставка кредитования для частного сектора составляет в рамках программы «Экономика простых вещей» – 7% и «Дорожной карты бизнеса – 2025» – 6%.
В целом в рамках проекта «Строительство 1000 школ» трансфертами общего характера в 2021-2022 годы местными исполнительным органам переданы 199,7 млрд тенге на строительство школ для решения аварийности и ликвидации трехсменного обучения, сообщили в профильном министерстве. Финансирование проводится по механизму целевого строительства за счет государственного бюджета и государственно-частного партнерства (ГЧП).
Кризис рождает возможности
В контексте увеличения числа школьников и существующего дефицита ученических мест возможности для предпринимательства в сфере образования становятся более привлекательными, отмечает вице-президент НАИО BilimInvest, учредитель частных детских садов «Еркем ай» и ЧОШ «Дана» Кулянда Батырбекова.
К одному из преимуществ инвестирования в школьное образование в Казахстане она относит постоянный рынок. Стабильный рост рождаемости предоставляет учебным учреждениям устойчивый поток учеников. «Однако этот поток будет поддерживаться при условии, что школа предлагает услуги, соответствующие ожиданиям родителей. Постоянный рынок в сфере образования зависит не только от демографических факторов, но и от того, насколько частная школа успешно адаптируется к требованиям и ожиданиям своей целевой аудитории», - говорит спикер.
Господдержка играет значительную роль в деле обеспечения привлекательности сектора образования для инвестиций, подчеркивает Кулянда Батырбекова.
Например, школы, где родительская оплата не превышает 1200 МРП (4 140 000 тенге в год), могут получать государственный образовательный заказ, дополнительно к родительской оплате. Это способствует стабильному финансированию частных образовательных учреждений. Дополнительные финансовые преимущества для инвесторов в сектор образования связаны с освобождением от уплаты НДС и КПН.
Один нацпроект хорошо, а два лучше
Текущие темпы строительства школ, хотя и ускоряются, однако не успевают за демографическими процессами. Ввиду чего к действующему национальному проекту «Качественное образование «Образованная нация», в рамках которого реализуется проект «Строительство 1 000 школ», решено добавить новый.
В этом году в стране начали реализовывать масштабный национальный проект «Комфортная школа». Операторство в нем закреплено за дочерней организацией госхолдинга «Самрук-Казына» АО «Samruk-Kazyna Construction». На проект планируется потратить 2,4 трлн тенге – 461 млрд тенге будет выделено из Нацфонда, 1,8 трлн тенге – из республиканского бюджета. На эти средства намечено построить 369 средних общеобразовательных школ нового формата на 740 тыс. ученических мест. 205 объектов образования возведут в городах, в селах – 164. Большую часть объектов – 217 – запланировано сдать в 2024 году, остальные 152 – в 2025 году.
В рамках проекта предусматривается три механизма строительства СОШ: целевое строительство, выкуп местными исполнительными органами построенных объектов, строительство в рамках проектов государственно-частного партнерства.
Новый фактор инфляции
Опрошенные центром деловой информации Kapital.kz эксперты отмечают, что решать проблему недостатка учебных заведений нужно было «еще вчера». Теперь одномоментные крупные вливания в рынок сопряжены с рядом рисков.
«Резкий рост рождаемости начался еще в 2010-х. Было минимум десятилетие, чтобы решить проблему. Эксперты трубили об этом во всех СМИ еще 7 лет назад. Но внимание к теме и выделяемые средства были несоизмеримы с масштабами вызова. Это очень хорошо, что с инициативы президента запущен такой нацпроект. Но начинаются проблемы из серии «9 женщин не родят ребенка за 1 месяц», - полагает экономист Куаныш Жаиков.
Во-первых, отмечает он, резкий всплеск спроса на неготовое предложение будет чреват последствиями. Количество строительных компаний, материалов, подрядчиков, людей ограничено. Есть высокий риск роста стоимости их услуг и цен, не исключает он.
«Причем это перекинется на другие сферы, так как все эти же ресурсы были нужны, например, для строительства дорог, жилых комплексов и прочего. Единственная надежда - были ожидания о схлопывании строительства. Если 2,4 трлн придут взамен старым заказам, а не поверх новых, то последствия будут мягче», - считает спикер.
Эксперт по финансово-экономическим вопросам Расул Рысмамбетов отмечает, что масштабы строительства, закладываемые в нацпроекте «Комфортная школа», не могут не отразиться на инфляционных процессах. «Нужно понимать, что когда одномоментно такой массив помещений и зданий будет строиться, это неминуемо повысит цены на строительные материалы. 300 школ - это значительное количество. Когда одновременно в экономику падает 5 млрд долларов, пусть даже по чуть-чуть, возникает существенное увеличение денежной массы. С макроэкономической точки зрения, здесь имеются риски ускорения инфляции», - пояснил спикер.
Строить школы, а не пополнять тюрьмы
Большие деньги всегда несут коррупционные риски, отмечают эксперты. При любых государственных капитальных проектах всегда есть почва для их проявлений – и в Казахстане, и за рубежом, подчеркивает Расул Рысмамбетов.
Например, вся страна была свидетелем громкого коррупционного скандала по делу ЛРТ в Астане. Еще один яркий пример - «Дело Экспо».
«Если старые, добрые традиции будут продолжены в нацпроекте «Комфортная школа», то имеется риск, что размер хищений может превысить 10%. По данному нацпроекту уже начали нулевой цикл строительства, но удивляет, что в нем нет участия министерства промышленности и строительства, а также инертная позиция министерства просвещения, которое старается дистанцироваться. Кроме того, вопросы вызывает участие в качестве оператора Samruk-Kazyna Construction. Почему не НУХ «Байтерек», в котором есть АО «Казахстанская жилищная компания», экспертиза и так далее? На основе каких обоснований был сделан выбор?» - задается вопросами эксперт.
При реализации нацпроекта важно обеспечить максимальную прозрачность всех процессов, в том числе чтобы исключить необоснованное увеличение стоимости смет строительства образовательных объектов, считает он.
«Я бы рекомендовал запустить под проект отдельный сайт, на котором по списку регионов можно было бы кликать и получать всю подробную информацию о застройщиках, ответственных лицах, которые принимают объекты, их подписи, финансовую отчетность. Необходим общественный надзор. В каждом регионе я бы рекомендовал закрепить депутатов маслихата, представителей НПО, не аффилированных с государством, которые были бы ответственны за общественный контроль», - говорит Расул Рысмамбетов.
Не на руку в этом смысле играют сжатые временные рамки, обращает внимание экономист Куаныш Жаиков. «У проверяющих органов и общественности время - тоже ограниченный ресурс. Это ведь сотни школ по всей стране строятся одновременно. На кону триллионы», - подчеркивает Куаныш Жаиков.
Отсюда возникают риски плохого качества строительства. Плюс к этому экономист не исключает обострения проблем с кадрами. «Уже хорошо, что часть детей будет сидеть за партой в более комфортных условиях. Но где найти тысячи учителей в эти школы? Где найти методистов, директоров, завучей, всяческий техперсонал? За 2,4 трлн тенге неизбежно последуют новые траты на операционные расходы школ. Но опять же, качество это не гарантирует, а другая критика среднего образования заключалась в этом», - подытоживает эксперт.
Школы могут управлять миграцией
«Комфортные школы» можно было бы использовать для регулирования миграционных потоков внутри страны, считает эксперт по финансово-экономическим вопросам Расул Рысмамбетов. Пока же происходит обратная ситуация.
«Если государство говорит, что хочет построить школы только потому, что много детей, тогда рынок должен создавать дефицит школ, чтобы люди также шли в платные учебные заведения. То есть, например, нельзя строить в Астане столько школ, сколько переехало в нее казахстанцев. Может случиться так, что школы построят, наступит демографическая яма, и все они опустеют. Такие проекты, как жилое строительство, социальные объекты, могут быть инструментами для управления миграционными потоками в Казахстане», - считает собеседник.
По его мнению, в регионах для возведения образовательных заведений нужно привлекать местные строительные компании, а не казахстанских «чемпионов рынка строительства». Это вполне вероятно, если учесть, что застройщики часто применяют схемы дробления бизнеса, и выявить их аффилированность не всегда представляется возможным.
Читайте также
Правительство внесло изменения и дополнения в национальный проект