USD
514.93₸
-0.960
EUR
536.04₸
-0.280
RUB
5.18₸
+0.010
BRENT
73.65$
BTC
95698.30$
-3033.600

Расширение финансовой доступности и инклюзии

В Агентстве по регулированию и развитию финансового рыка рассказали о трех ключевых направлениях

Share
Share
Share
Tweet
Share
Расширение финансовой доступности и инклюзии- Kapital.kz

В рамках повышения уровня финансовой доступности и инклюзии Агентством по регулированию и развитию финансового рыка уделяется большое внимание вопросам создания безбарьерной и удобной среды для потребления финансовых услуг и продуктов лицами с инвалидностью (ЛСИ) и представителями иных маломобильных групп населения (МГН), пишет Fingramota.kz. В этой связи основная работа Агентства сконцентрирована на реализации 3 ключевых направлений:

1) формировании методологической базы для финансовых организаций по физической и информационной доступности;

2) выработке мер по защите прав данной категории граждан, в том числе от мошеннических действий при использовании финансовых продуктов и услуг;

3) информировании о принимаемых Агентством мерах по финансовой доступности и инклюзии.

В 2020 году для разработки методологической базы при Агентстве создан специализированный орган по развитию финансовой инклюзии в Республике Казахстан – Рабочая группа по вопросам повышения уровня доступности и качества финансовых услуг для лиц с инвалидностью. В состав Рабочей группы вошли депутаты Мажилиса Парламента, эксперты по правам человека, члены общественных объединений, представляющих ЛСИ, ОЮЛ «Ассоциация финансистов Казахстана» (АФК) и финансовые организации.

Рабочей группой совместно с Министерством труда и социальной защиты населения РК второй год подряд проводится анкетирование представителей ЛСИ для определения наиболее востребованных финансовых услуг. По результатам анкетирования прошлого года определены факторы, препятствующие получению ЛСИ финансовых услуг. С целью формирования методологической базы для финансовых организаций и на основании анализа опроса, а также изучения международной практики в сфере финансовой инклюзии разработаны два вида методических рекомендаций:

по предоставлению финансовых услуг и обслуживанию лиц с ограниченными возможностями для организаций финансового рынка – физическая доступность отделений банков и МФО;

по обеспечению доступности информации ЛСИ – адаптация сайтов и мобильных приложений финансовых организаций.

Также разработан проект «Правил по предоставлению финансовых услуг и обслуживанию лиц с инвалидностью и иных маломобильных групп населения на территории Республики Казахстан». В среднесрочной перспективе на основе этих Правил планируется разработка социального стандарта для всех объектов, как государственных, так и частных.

Для обеспечения эффективного взаимодействия между финрегулятором, Комиссией по правам людей с ограниченными возможностями имени Кайрата Иманалиева, АФК и финансовыми организациями подписан Меморандум о сотрудничестве. Документ направлен на обеспечение равного доступа лиц с инвалидностью к объектам, услугам и продуктам финансовых организаций, а также выработку мер по защите прав маломобильной категории лиц, в том числе от мошеннических действий при использовании финансовых продуктов и услуг.

Для защиты от мошеннических действий при использовании финансовых продуктов и услуг разработаны методические рекомендации по внедрению так называемого сервиса «второй руки», который обеспечит дополнительную защиту лиц с инвалидностью и пожилых людей от действий мошенников. Предпосылками к разработке сервиса «второй руки» (внедрения помощника для клиентов-МГН) явились рост различных видов мошенничества и применение элементов социальной инженерии при получении гражданами дистанционных финансовых услуг. Особенно требуют защищенности граждане из социально уязвимых слоев населения – лица с инвалидностью, пожилые люди и другие представители маломобильных групп населения.

По данным ОО «Комиссия по правам людей с ограниченными возможностями имени Кайрата Иманалиева», каждый второй представитель ЛСИ подвергается мошенническим атакам с использованием интернета и мобильной связи. То есть почти половина граждан с инвалидностью сталкивалась с онлайн-мошенничеством, которое в последнее время приобрело масштабы на фоне развития дистанционных финансовых услуг.

Предполагается, что помощник будет получать уведомления о планируемых операциях с использованием цифровых каналов и сможет подтверждать или отклонять их. Если он заметит какую-то необычную активность, то сможет уточнить у сопровождаемого, что происходит, и при выявлении мошенничества отговорить от совершения операции. В число операций, о которых будет знать «вторая рука», войдут не только переводы третьим лицам и компаниям, но также оформление кредитов и карт, закрытие вкладов или счетов, обмен валюты и инвестиционные услуги. Банкам и МФО не рекомендуется раскрывать помощникам информацию об объеме средств на счетах сопровождаемых и поступлении денег. Инициировать подключение сервиса может только сам клиент, а при получении запроса на отключение такой услуги банкам и МФО рекомендуется проверять просьбу на предмет потенциального мошенничества.

Не позднее июля 2023 года по истечении полугода после апробации Методических рекомендаций в кредитных организациях Агентством будут разработаны необходимые изменения в нормативные правовые акты.

Для информирования о принимаемых Агентством мерах по финансовой доступности и инклюзии на медиапортале по финансовой грамотности размещена «Карта доступности отделений банков для лиц с ограниченными возможностями», содержащая актуальные сведения об инфраструктуре отделений финансовых организаций, адаптированной под ЛСИ. Здесь представлены 204 отделения банков, адаптированные для лиц с инвалидностью, в трех городах республиканского значения: Астана, Алматы и Шымкент. Эти отделения имеют оборудованные пандусы, соответствующие международным стандартам, кнопки вызова менеджеров, специально обученных для работы с клиентами с особыми потребностями.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.