Работодатели промсектора в лидерах по обучению сотрудников

Ежегодно повышение квалификации проходят около половины работников этой сферы

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

Работодатели промышленного сектора в Казахстане являются лидерами по направлению работников на дополнительное образование – ежегодно обучение и повышение квалификации проходят около половины их сотрудников, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу министерства труда и социальной защиты населения.

Также можно отметить работодателей из сфер транспорта, информации и связи, которые в среднем обучают порядка 20% работников в год. Меньше всех повышением квалификации своих работников интересуются работодатели из сфер искусства и развлечений, сельского хозяйства (по 1%) и образования (2%).

В ведомстве отмечают, что сейчас в Казахстане лишь малая часть трудящихся проходит обучение или повышение квалификации. По данным Бюро национальной статистики, численность наемных работников, обученных за счет средств работодателя, в 2020 году составила 484 тыс. человек или 13% от списочной численности. Этот показатель за год уменьшился на 21% или 128 тыс. человек в абсолютном выражении и является наиболее низким за последние 5 лет, что очевидно связано с последствиями пандемии COVID-19. При этом с 2016 по 2019 год количество обученных работников стабильно росло, что демонстрирует повышение заинтересованности работодателей в обучении своих сотрудников.

«В основном обучение проходят работники крупных и средних компаний, имеющих соответствующие ресурсы и базу для этого. За последние 5 лет средняя доля обученных сотрудников крупных и средних предприятий составляет 19% от списочной численности, тогда как в малых компаниях лишь 2-3% сотрудников ежегодно проходят обучение и повышение квалификации», – рассказала руководитель управления анализа Департамента стратегии и проектного управления АО «Центр развития трудовых ресурсов» Улпан Шегенова.

По видам дополнительного образования структура обученных в период с 2016 по 2020 год практически не меняется. Более половины (56%) наемных работников обычно направляются на повышение квалификации, порядка 40% – на профессиональную подготовку и переподготовку, оставшаяся же часть (4%) – проходит иное обучение (не отражается в статистике).

Говоря об уровне образования обучаемых наемных работников, необходимо отметить, что значительная их доля имеет техническое, профессиональное и послесреднее образование (в среднем 20%). Также большая часть приходится на работников с высшим образованием, которая почти не менялась на протяжении последних 5 лет, составляя в среднем 192 тыс. человек или 12%.

Вместе с тем доля обученных работников, имеющих послевузовское образование, существенно уменьшилась – с 35% в 2016 году до 12% в 2020 году, при абсолютном снижении лишь на 6 тыс. человек. Такая динамика связана прежде всего с увеличением количества наемных работников (списочной численности) с послевузовским образованием на более чем 35 тыс. человек (с 46 тыс. чел в 2016 году до 81,6 тыс. чел в 2020 году).

«В региональном разрезе работодатели в Мангистауской, Павлодарской и Карагандинской областях уделяют больше внимания обучению своих кадров, со средней долей 37%, 33% и 29% (от списочной численности) соответственно. Тогда как меньше всего работников, направляемых на обучение, отмечается в Алматинской и Туркестанской областях, а также в городе Шымкенте – в среднем ежегодно 5-7%», – поделилась Улпан Шегенова.

Работодателям следует более активно заниматься обучением своих кадров, чтобы в будущем работники имели возможность генерировать новые идеи, создавать сложную продукцию. Для обеспечения повышения квалификации и переквалификации в требуемом масштабе необходимы более гибкие и менее затратные варианты обучения, которые сочетают в себе характеристики формального, неформального и дистанционного образования, такие как массовые открытые обучающие курсы, а также модульное обучение, направленное на формирование и развитие навыков, актуальных для рынка труда

Частично эту функцию сегодня решает онлайн обучение. Так, МТСЗН РК совместно с ЦРТР в текущем году запущен Общенациональный портал краткосрочного обучения в онлайн режиме (skills.enbek.kz), где любой желающий может обучиться и получить сертификат об освоении навыка по результатам обучения. На данный момент на платформе доступно более 90 курсов (50 из которых бесплатные) от более 140 авторов и разработчиков. Предлагаются курсы в сферах поварского и кулинарного дела, косметических, юридических и бухгалтерских услуг, строительства, гостиничного и ресторанного дела, делопроизводства, IT, SMM и др. Более 7 тыс. человек уже получили сертификаты по завершении обучения.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Коментарии
Выйти
Отправить
Новости партнеров:
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона для смены пароля
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.