В связи с выходом на Лондонскую и Казахстанскую фондовые биржи Kcell теперь находится под пристальным вниманием. Инвесторы и акционеры особо трепетно относятся к будущему компании. Подробнее о планах и перспективах казахстанского сотового оператора в интервью «Капитал.kz» рассказал Вейсел Арал, главный исполнительный директор Kcell.
– Как Вы видите развитие Kcell в Казахстане в ближайшей и долгосрочной перспективе?
– Позвольте мне рассказать о нашей стратегии в республике. Она имеет три опоры. Первая – сохранение нашего лидерства на рынке, так это чрезвычайно важно при постоянном развитии конкуренции среди операторов мобильной связи. Несмотря на изменения в конкурентной среде Казахстана с появлением третьего оператора, мы способны защитить свои позиции.
Вторая – это рост мобильной передачи данных. В РК на одного пользователя приходится 20 мб в месяц, в России – 600 мб в месяц. Разница налицо. Мы зарабатываем $0,8 на одном абоненте, в России этот показатель равен $2,5. В связи с этим мы уделяем особое внимание данному вопросу. Но в уравнении есть и другие данные. Важную роль здесь играют наличие и доступность смартфонов, использующих сеть 3G. В Казахстане подобных устройств всего около 10% и соответственно количество пользователей сети 3G очень низкое.
Смартфоны должны стать доступными на казахстанском рынке. На данный момент телефоны Android и iOS доминируют на рынке смартфонов. Но в скором будущем мы ожидаем бум китайских производителей с более низкими ценами на телефоны. Разработанные модели имеют те же характеристики, что iPhone 3GS, популярный 2-3 года назад в Казахстане.
Если их цена будет ниже $100, это очень быстро полностью изменит игру. Мы ожидаем начало перемен уже в 2013 году. Последний год мы протестировали разные модели этих китайских смартфонов с широкими экранами. Их цена сейчас довольно высока. Но при достижении больших объемов производства цена, несомненно, снизится. Ведь далеко не у всех есть возможность приобрести iPhone, Samsung Galaxy S 3 и т.д.
Для того чтобы увеличить использование данных, в уравнении помимо сети 3G, широкого использования смартфонов есть третий элемент: это приложения и мобильные сайты. Данная сфера не очень развита в Казахстане. Но как только большинство приложений, доступных на Android или iOS, станут таковыми и на малобюджетных смартфонах, произойдет настоящий взрыв спроса потребителей на наши услуги.
Третий оплот нашей стратегии особенно важен инвесторам, это финансовая сторона. Они вкладывают деньги, ожидая дохода от своих капиталовложений. За последние 4 года дивиденды инвесторов нашей компании составили $1,7 млрд. Кроме того, за последние 3 года эквивалент 100% чистого дохода был роздан в качестве дивидендов.
По внутренним правилам компании, минимум 70% нашего чистого дохода предназначены для раздачи дивидендов. Наши инвесторы начинают зарабатывать большие деньги.
– Вы говорили о китайских компаниях. Не могли бы Вы назвать их?
– К примеру, ZTE. В настоящее время они предоставляют нам модели, которые мы тестируем у себя.
– У Вас есть намерения помочь вышеупомянутой компании выйти на казахстанский рынок?
– Мы сейчас находимся на стадии переговоров. Ведь мы сами не являемся производителями, а они играют ключевую роль в росте сектора передачи данных в мобильных сетях. Мы не ожидаем быстрого роста, но этот процесс похож на снежную лавину, набирает скорость со временем. Сейчас услуги доступны только в больших городах, но когда инфраструктура будет развита по всей стране, спрос на наши услуги возрастет в разы.
– А как Kcell развивает мобильный платеж в Казахстане?
– Существуют различные способы платежа в Казахстане. Электронный платеж – один из них. Мы сотрудничаем с kaspi банком. Это не самый крупный банк в стране, но он успешный. У клиентов этого банка, являющихся и нашими пользователями, баланс связан с банковским счетом. Если от пользователя исходит соответствующее распоряжение, баланс пополняется напрямую через банковский счет. Успех этой услуги оказался впечатляющим. За два месяца подписались более 150 тыс. абонентов. На бумаге это прежняя система pre paid, но имеет все преимущества post paid. Это довольно просто. Кроме этого, несколько крупных банков заинтересовались данной услугой и вышли с нами на контакт. Этот способ платежа становится все более и более эффективным по сравнению с другими. И наше сотрудничество с банками должно в первую очередь принести пользу нашим клиентам.