Арман Шаккалиев: «Бывает, что к сертификату относятся как к модной бумажке»
АВТОР

20.12.2012 • 00:10 4507

Арман Шаккалиев: «Бывает, что к сертификату относятся как к модной бумажке»

В рамках Таможенного союза очень актуальны вопросы гармонизации не только законов, но и стандартов качества трех стран-участниц. Какие вопросы по стандартам в ТС на сегодняшний день являются актуальными, какие на стадии обсуждения и что было сделано за прошедший год «Капитал.kz» узнал у генерального директора РГП «Казахстанский институт стандартизации и сертификации» КТРМ МИНТ РК Армана Шаккалиева.

– Арман Абаевич, казахстанских бизнесменов очень волнуют возможности продвижения их товаров и услуг в рамках ТС, но им не хватает информации. Насколько нам известно, на сегодня уже принято 8 технических регламентов ТС?

– В соответствии с Соглашением о единых принципах техрегулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации, которое, по сути, является законом для трех стран, обязательные требования в отношении продукции устанавливаются в единых технических регламентах. Соответственно, для того чтобы эти технические регламенты ожили и начали работать, необходимы стандарты. То есть это инструменты, которые делают возможным практическое применение технического регламента. Основной задачей в прошедшем году, впрочем, и на протяжении ближайших нескольких лет, стало утверждение перечня взаимосвязанных стандартов к вводимым техрегламентам Таможенного союза.

К примеру, в этом году у нас семь технических регламентов вступили в силу, и 31 декабря вступает 8 техрегламент – это требование к автомобильному и авиационному топливу. Соответственно, чтобы эти техрегламенты работали, Комитетом технического регулирования и метрологии и нашим институтом были приняты меры по утверждению перечня взаимосвязанных с техническими регламентами стандартов. По вступившим в силу техрегламентам это порядка 1200 документов. Без этих документов бизнес столкнется с тем, что он не сможет выполнить требования техрегламента, потому что он просто не будет знать, какие параметры и требования надо выполнять. Соответственно, движение продукции на рынке будет затруднено. Наша задача – это принятие документов, равноценно действующих на территории трех стран.

С нашей стороны задача не просто утверждать документы, но проводить их анализ и актуализацию, чтобы максимально отражать и защищать интересы отечественных бизнесменов. Для этого нужно, чтобы как можно больше документов, по которым работает наш бизнес, вошли в этот перечень. В связи с чем в текущем году мы проводили очень много «круглых столов» самого разного уровня, семинаров, на которых пытались наладить обратную связь с бизнесом. Мы показывали им эти документы, объясняли какие требования наиболее «чувствительные», и бизнесмены, анализируя возможность выполнения этих требований, вносили и свои предложения. Если бизнесмен может работать по этому документу, значит его продукция соответствует требованиям техрегламента, он получает единый документ, удостоверяющий такое соответствие, и эта продукция может свободно перемещаться на территории трех стран.

Есть две схемы. Первая – это декларация соответствия, когда производитель удостоверяет, что его продукция соответствует установленным требованиям, вторая – это процедура сертификации с участием органов по подтверждению соответствия – органов по сертификации продукции и испытательных лабораторий. В каждой их трех стран есть орган, аккредитованный в соответствии с национальным законодательством. Теперь на наднациональном уровне формируется единый перечень, и национальные органы по аккредитации стран ТС, по заявлению каждой из сторон включают в этот единый реестр ТС аккредитованные органы по подтверждению соответствия, которые проводят сертификацию продукции. В Казахстане эти вопросы курирует Национальный центр аккредитации, поскольку он является органом по аккредитации, через него формируются национальные перечни, анализируются и через Комитет техрегулирования, направляются предложения в Евразийскую экономическую комиссию. Нахождение в этом едином реестре органов по подтверждению соответствия и выдача ими единого документа, признаваемого в трех странах, позволяет говорить о свободе передвижения качественного и безопасного товара.

– Какие товары или услуги уже получают единый сертификат соответствия в рамках ТС?

– Сегодня вступили в силу семь техрегламентов: о безопасности парфюмерно-косметической продукции, безопасности игрушек, упаковки, средств индивидуальной защиты, безопасности продукции легкой промышленности, на пиротехнические изделия и продукцию, предназначенную для детей и подростков. Вот по этим видам продукции с соответствующими кодами ТНВЭД сегодня может выдаваться единый сертификат. Когда мы говорим единый, мы подразумеваем, что сертификат выдан в РК и признается и в России и в Беларуси без дополнительных процедур подтверждения соответствия.

В рамках ТС стояла задача наладить работу с выдачей документов по принципу «одного окна» и чтобы все требования обязательного характера содержались в одном документе. Это облегчает бизнесу доступ на рынок без необходимости использования множества других документов разрешительного характера (лицензий, регистраций, аттестаций). Теперь это один техрегламент, к нему идут взаимосвязанные стандарты, единые методики и правила. То есть один документ – одно испытание и признание документа везде.

– У специалистов по менеджменту качества всегда есть планки роста. Скажите, какие требования к товарам и услугам в Казахстане за прошедший год были изменены?

– Системы менеджмента качества в мире сегодня насчитывают более 20 направлений. Если ISO – 9001 – это «фундамент» качества и элементарное соблюдение управленческой дисциплины, то в современном мире акценты смещаются на отраслевые системы менеджмента – начиная от автомобилестроения и заканчивая фармакологией.

В Казахстане в текущем году и в следующем году запланирована разработка по 14 направлениям. Это более 40 документов. В качестве ярких примеров – система энергоменеджмента, которая была разработана в этом году, в следующем году стандарт вступит в действие. Кроме этого, стандарты серии удовлетворения требований потребителей, охраны труда и предупреждения профессиональных заболеваний, это стандарты, которые регулируют вопросы управления инновационной деятельностью, стандарты, которые регламентируют вопросы информационной безопасности, социальной ответственности.

Для специалистов по качеству в роли планки роста можно назвать внедрение интегрированной системы менеджмента. Проблемы качества надо рассматривать в комплексе. Они решают вопросы, в том числе и ресурсосбережения, повышения эффективности производства, производительности труда. Система менеджмента качества, повторюсь, уже уходит в отраслевую специфику. В итоге внедрение таких систем влияет на качество продукции и эффективность производства.

Каждый год у нас проходят конкурсы в области качества на соискание премии президента Республики Казахстан «Алтын Сапа» и республиканская конкурс-выставка «Лучший товар Казахстана». Эти конкурсы как раз и выявляют наших национальных чемпионов по качеству. Стать лауреатом премии – это не только почетно для каждого бизнесмена, занимающегося производством товара, оказанием услуги, но это и узнаваемость «бренда» и гарантия качества.

– Многие предприниматели говорят, что получение сертификата – это формальная процедура, а сам сертификат можно купить. То есть вопросы коррупции при получении сертификатов с их слов остаются актуальными.

– Вопросы упрощенной выдачи сертификатов СМ стоят на повестке дня. Имеют место случаи, когда к сертификату относятся как к модной бумажке. Когда государство стимулировало внедрение систем менеджмента, первостепенной задачей стояло, чтобы система на предприятиях работала, и в итоге это должно было сказываться на качестве продукции. У нас сегодня в рамках деятельности по аккредитации ведется мониторинг предприятий, которые недобросовестно занимаются выдачей «таких» сертификатов, и у них отзываются аттестаты аккредитации, эксперты-аудиторы лишаются звания. Кроме того, в рамках подготовки экспертов программы обучения стали более требовательными.

В качестве системных мер борьбы по недобросовестной работе органов по сертификации – профилактика появления таких органов изначально. То есть аккредитацию проходят только такие организации, которые компетентны, беспристрастны и дорожат совей репутацией. В целом, как показывает практика, сегодня многие предприятия, которые внедрили систему менеджмента, репутацией дорожат. Здесь проблема не только в тех, кто выдает такие сертификаты, но и в самих предприятиях, в их отношении к процессу внедрения системы менеджмента. Внедрение системы менеджмента приводит не только к увеличению качества продукта, но и к повышению рыночной стоимости самого предприятия.

– Насколько нам известно, к концу года планировалось подготовить первый единый стандарт «халал» для пищевой продукции стран-участниц Межрегиональной ассоциации по стандартизации (МАС). В чем принцип данного стандарта? Удалось ли реализовать эти планы?

– Буквально 15-16 октября в Турции проходил технический совет Межрегиональной ассоциации по стандартизации. В кулуарах вопрос подготовки единого стандарта обсуждался, хотя в официальной повестке он не значился. Принимающая сторона (Турция) брала на себя обязательства подготовить соответствующий документ, но в ходе обсуждения столкнулись с тем, что мы все светские государства, а версия, которую представила турецкая сторона, была более акцентирована на совершение религиозного обряда, а не на нормы и показатели, которые бы характеризовали продукт с технической точки зрения и методического обеспечения процесса присвоения знака «халал». Поэтому работа над данным документом продолжается, и надеюсь, что к очередному заседанию документ будет подготовлен. Потребность в нем очень высокая. У нас действует очень удачный вариант стандарта «халал» по гостиничным услугам и по колбасным изделиям. Там действительно приведены конкретные требования и показатели для сертификации продукции.

– Какие заметные соглашения Вы бы могли назвать в рамках международного сотрудничества?

– Одна из наших стратегических задач – это международное сотрудничество. Буквально в ноябре мы подписали соглашение с Ассоциацией по стандартизации и сертификации Испании. На днях мы ожидаем подписание соглашения с европейским институтом по стандартизации в области телекоммуникации. Это дает возможность адаптации передового международного опыта. То есть мы получаем легальное право принимать международные, региональные и иностранные стандарты в качестве национальных. С одной стороны – это трансферт знаний технологий, с другой стороны – это техническая интеграция Казахстана в мировое сообщество.

– Как адаптируются казахстанские стандарты качества к международным требованиям в рамках планируемого вступления ВТО?

– Как известно, есть общие требования ВТО, которые касаются технических барьеров в торговле. В отношении нашего законодательства национальный закон о техническом регулировании соответствует требованиям ВТО. Единственное, что вызвало вопросы у ВТО в рамках стандартизации, – это наше участие в ТС. В части стандартизации основное требование – это добровольность стандартов. То есть они не должны носить обязательный характер, как это было в советское время. ВТО – это прежде всего равные условия для торговли и конкуренции. Если наши производители готовы работать по международным требованиям, то нам ВТО нечего бояться.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

20.12.2012 • 00:10 4507

Поделиться
Арман Шаккалиев: «Бывает, что к сертификату относятся как к модной бумажке»
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus