Достигнутый успех или недоделанная работа?
В этом году исполнилось 15 лет с момента принятия стратегии «Казахстан –2030». За это время республика успешно модернизировала экономику, государственное управление, социальную и политическую систему общества. Об этом «Капитал.kz» рассказала Гульнур Рахматуллина, старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций.
«Наличие и последовательная реализация четкой программы развития способствовали успешной интеграции Казахстана в мировое сообщество. Серьезным подтверждением этому стали председательство в ОБСЕ и утверждение генеральной ассамблеей Международного бюро выставок Астаны местом проведения специализированной выставки EXPO -2017. Это свидетельствует о признании страны надежным партнером в решении глобальных проблем», – считает г-жа Рахматуллина.
По каждому из приоритетов стратегии – национальная безопасность, внутриполитическая стабильность и консолидация общества, экономический рост, здоровье, образование и благополучие граждан, энергетические ресурсы, инфраструктура, профессиональное государство – сегодня Казахстан успешно продвигается.
«В части укрепления национальной безопасности – республика проводит конструктивную внешнюю политику, укрепляя доверительные и равноправные отношения с соседями: Россией, Китаем и странами Центральной Азии. Важнейшим приоритетом международной политики остается развитие сотрудничества с Евросоюзом и США», – говорит г-жа Рахматуллина.
По ее словам, Казахстан демонстрирует устойчивые темпы и экономического роста. Благодаря антикризисной программе, принятой в 2008 году, удалось не только значительно снизить негативные последствия мирового финансового кризиса, но и реализовать социальные программы по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы.
«В области здравоохранения и образования – реализуется программа «100 школ, 100 больниц», создаются технологически оснащенные медицинские центры, открываются учебные заведения для одаренных детей. В стране принимаются меры по формированию благоприятного инвестиционного климата. Это стало важным фактором динамичного развития многих отраслей реального сектора. В частности, за период независимости в Казахстан привлечено более $160 млрд», – поясняет специалист.
В сфере энергетики – особо динамично развивается нефтегазовый сектор, являющийся локомотивом экономики Казахстана. В соответствии со стратегическим планом министерства нефти и газа на 2011-2015 годы в стране ожидается увеличение объемов добычи нефти и газового конденсата. В 2015 году этот показатель составит 95 млн тонн, что на 19,2% больше в сравнении с показателями 2010 года.
«Увеличение добычи нефти станет возможным с интенсификацией разработки месторождений Тенгиз и Карачаганак, а также началом реализации проекта на месторождении Кашаган. В перспективе республика планирует войти в десятку крупнейших экспортеров углеводородного сырья в мире с показателем добычи нефти к 2020 году на уровне 140 млн тонн. В связи с этим актуальное значение приобретает развитие экспортных маршрутов Казахстана и нефтегазотранспортной инфраструктуры», – убеждена старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций.
Сегодня основные действующие экспортные нефтепроводы – Атырау – Самара, Каспийский трубопроводный консорциум, Атасу – Алашанькоу. Их общая экспортная мощность составляет около 58 млн тонн нефти в год. Кроме того, в октябре 2009 года завершена реализация 2-го этапа проекта нефтепровода Казахстан – Китай, когда был построен и пущен в эксплуатацию нефтепровод на участке Кенкияк – Кумколь, пропускной способностью 10 млн тонн в год и возможностью расширения до 20 млн.
«Для полного завершения системы Казахстан – Китай планируется реверс и расширение нефтепровода Кенкияк – Атырау, реконструкция нефтепровода Кумколь – Атасу. Реализация этих проектов, безусловно, будет способствовать развитию транзитного и экспортного потенциалов страны», – полагает г-жа Рахматуллина.
По ее мнению, несмотря на реализацию стратегии «Казахстан – 2030», сохраняются определенные трудности. Во-первых, не решена задача повышения качества экономического роста. Как известно, экспортные поступления формируются исключительно за счет поставок углеводородного сырья на мировые рынки, а это делает отечественную экономику наиболее уязвимой от их конъюнктуры. Во-вторых, оставляют желать лучшего и тенденции развития села.
«К сожалению, весьма низким остается уровень жизни населения в сельской местности. А этому приоритету в стратегии уделялось большое внимание. Нереализованным также остается потенциал развития сельхозпроизводства и перерабатывающей промышленности. Наблюдаются тенденции деградации многих сельхозрегионов и высокого уровня безработицы среди сельского населения», – объясняет эксперт.
Освоение бюджетных средств – одна из серьезных проблем, препятствующих динамичному развитию экономики республики. Из года в год происходят задержки с выделением бюджетных средств для реализации тех или иных программ и проектов. В связи с чем необходимо в срочном порядке решать задачи по совершенствованию бюджетного процесса.
«Самые злободневные вопросы – борьба с коррупцией и бюрократизацией госаппарата. Это серьезная преграда для развития бизнеса в республике. В целом, стратегия «Казахстан – 2030» – верно заданный тренд в социально-экономическом и политическом развитии государства», – подытожила Гульнур Рахматуллина.
Свое мнение «Капитал. kz» выразил и Олег Егоров, главный научный сотрудник Института экономики при Министерстве образования и науки РК. «В течение истекших 15 лет в стране произошли заметные преобразования. Они коснулись горнодобывающих отраслей, машиностроения, транспортного комплекса, инфраструктурных производств. Особо необходимо сказать о значительном увеличении потенциала нефтегазодобывающей промышленности», – говорит г-н Егоров.
По его словам, в целях достижения результатов, запланированных в стратегии «Казахстан – 2030», приняты многочисленные программы, направленные на решение наиболее важных проблем развития экономики страны. Однако многие из них так и остались нереализованными.
«В их числе программа, направленная на индустриально-технологическое развитие. Обозначенные в ней ориентиры так и не были достигнуты, что в еще большей степени увеличило разрыв Казахстана с развитыми странами мира. В результате провала этой программы была принята новая – Программа форсированного индустриально-инновационного развития. И в ней снова обозначены направления и конкретные проекты, очень приближённо связанные с инновационными направлениями развития», – поясняет г-н Егоров.
Отметив, что казахстанская экономика получает импульс в своем развитии за счет нефтедобывающей отрасли, но она развивается в том же русле, что и 15 лет назад. Сегодня вопросы модернизации нефтеперерабатывающих заводов практически не решаются. В результате внутренний рынок так и использует отечественное топливо низкого качества, а автобензин завозится в Казахстан из соседних стран.
«Развитие перерабатывающего сектора сдерживают установившиеся на мировом рынке высокие цены на сырую нефть. Другая причина, возможно, кроется в недостаточно обоснованном выборе партнеров при реализации проектов нового строительства. Чем иначе можно объяснить тот факт, что о строительстве первого интегрированного нефтехимического комплекса мы слышим с 2005 года? В других странах подобные объекты вводятся в течение 3 лет», – сетует главный научный сотрудник Института экономики при Министерстве образования и науки РК.
Олег Егоров уверен: степень эффективности реализации стратегии «Казахстан – 2030» непосредственно связана с необходимостью осуществления надлежащего контроля за наиболее важными для экономики страны проектами, достижением прозрачности использования инвестиций, а также выбором тех проектов, которые могут реально изменить структуру экономики в направлении увеличения доли обрабатывающего сектора.
В свою очередь Олеся Халабузарь, директор Центра социально-политических исследований, считает, что бюрократизм и некомпетентность чиновников самым негативным образом сказываются на реализации стратегии «Казахстан – 2030».
«Задачи, поставленные в стратегии, реально выполняются лишь на 30%. Чиновники тормозят выполнение всей программы, делают ее условно и не понимают ее стратегической важности. На мой взгляд, контроль за исполнением должен осуществляться общественными комитетами, но с участием государственных структур. Сейчас все проверяется по бумагам, цифрам, бюджетам, а не по конкретно проделанной работе. А потому о качестве выполнения этих программ говорить пока особо не приходится», – сказала г-жа Халабузарь.
По ее мнению, в реализации стратегии «Казахстан – 2030» необходимо также задействовать потенциал маслихатов и неправительственных организаций, у которых есть наработанный багаж знаний, умений и навыков, позволяющих более эффективно реализовать многие программы.
«Сегодня вся система держится на авторитете Нурсултана Назарбаева. Чиновничий аппарат не понимает, куда страна должна идти или не хочет понять, к чему ведет его безответственная, а иногда и коррупционная работа.
Без коррупции у стратегии есть все шансы для успешной реализации, но здесь нужна жесткая политическая воля», – заключила директор Центра социально-политических исследований.
Ориентир на перспективу
Достигнутый успех или недоделанная работа?В этом году исполнилось 15 лет с момента принятия стратегии «Казахстан –2030». За это...
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.