АВТОР

Вероника Сабитова

29.11.2012 • 00:05 912

Не дави на мозг, начальника!

Порой в обычной пятничной беседе с друзьями мы просто фонтанируем идеями по поводу и без, а на проектных совещаниях в офисе впадаем в ступор и не можем выжать из себя ни одной свежей мысли. В последнее время эксперты сходятся во мнении, что служебные отношения в некотором смысле подавляют креативность сотрудников. На эту тему «Капитал.kz» поговорил с директором консалтинговой фирмы «BusinessProcess.kz» Нурланом Нургазиным.

– Нурлан, приходилось ли вам в своей работе сталкиваться с подобным?

– Недавно при консультировании руководителя одного рекламного агентства я пришел к интересному наблюдению. Наш разговор шел о креативности. Мой собеседник рассказывал о случаях из жизни, когда к нему приходило наибольшее вдохновение, периоды активной креативности. И в ходе беседы мы пришли к мнению, что наши близкие друзья могут быть самыми активными возбудителями в нас свежих идей. Так, после одной из теплых дружеских бесед со своим другом моему клиенту пришла гениальная идея, которая значительно помогла ему в делах.

– Вы склонны видеть в этом взаимосвязь?

– Возможно, это не случайно. Если мы вспомним разные периоды нашей жизни, то многие из нас отметят, что наибольший всплеск креативности приходится на период студенчества или когда проекты начинаются весело вместе с друзьями или при их поддержке. Заметьте, это тот период, когда в вашей жизни еще нет «боссов».

– Как, на ваш взгляд, работает этот механизм включения креативности?

– Вспомните свое состояние при разговоре или отношениях с близким другом. Обратите внимание, для того чтобы поддерживать разговор с другом, вам не нужно особенно задумываться, что вы говорите собеседнику. Разговор в таких случаях непринужденный, мысли льются, вы легко переходите с одной темы на другую. Заметьте, вам не нужно задумываться, что сказать, в какой форме это выразить. Вы не идентифицируете друга по социальному статусу, поэтому не выстраиваете модель поведения, ведете себя естественно. Соответственно, если в голове нет напряженного контроля, анализа и оценки содержания беседы, то ваша голова легка и пуста, беседа происходит как бы сама. Тогда не удивительно, что в таком состоянии свежим идеям легче проникать в нас, так как для них в этот момент «освобождается место».

– А что происходит в формате служебных взаимоотношений?

– Здесь появляются взаимный контроль за поведением, соблюдение ограничений, правил и т.п. Все это уже автоматически настраивает нас на рабочий лад, а никак не на творческий. Мы все время помним, что нужно удерживаться в определенных рамках. И так к этому привыкаем, что почти не замечаем этой «неестественности сознания», чувствуем себя в различных «масках» вполне комфортно. Но «за кулисами работа кипит», удержание «доспехов» роли продолжает потребление мысленных ресурсов. Откуда тут взяться свежим идеям. Как говорит восточная мудрость: «Невозможно наполнить чашу, которая уже полна». В нашем случае она полна мыслями, а креативным мыслям, которые обычно «приходят сверху», как озарения, редко находится место, или же они недостаточно оформлены и не удовлетворяют ни нас, ни требований того или иного проекта.

– Как же быть? Внедрять в офисную жизнь отмену формализма?

– Рассуждая таким образом, получается что для компаний, которые в своем развитии делают ставку на креативность сотрудников, служебные отношения, учитывающие функциональную иерархию, будут серьезным ограничивающим фактором.

Конечно, могут появиться сомнения. Недостаточно ли дружбы среди сотрудников внутри отдельных департаментов? Давайте еще раз рассмотрим феномен – креативность сотрудника. Похоже, что это нестабильное состояние, меняющееся во времени. Нам более понятно, что на него негативно влияют контроль, напряженность. И даже в случае, когда сотрудники одного уровня будут иметь очень хорошие отношения между собой, им приходится в течение дня контактировать и быть в поле зрения у старших по должности, что автоматически провоцирует контроль за своей моделью поведения. При этом коллегам по должности выше не легче. Роль старшего тоже требует концентрации. Сегодня перед владельцами бизнеса, руководителями разного уровня и HR-менеджерами компаний стоит непростая задача – создавать в коллективе такую атмосферу, когда и мыслить легко, и «офисный дресс-код», как говорится, не жмет.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

29.11.2012 • 00:05 912

Loading...