22.11.2012 • 00:26 1121

Увеличение мощностей КТК нерационально для Казахстана

Отставание от графика работ по увеличению мощности Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) на казахстанской территории составляет 80%. Об этом сообщило Агентство нефтяной информации (АНИ) «Интерфакс» со ссылкой на источник, близкий к проекту.

Проект расширения КТК подразумевает увеличение механической пропускной способности магистрального нефтепровода до 67 млн тонн нефти в год. Данное расширение было изначально заложено в технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта КТК в 1998 году с учетом растущих объемов добычи и поставок нефти из Казахстана и России.

Работы по расширению мощностей нефтепровода запланировано осуществлять поэтапно. Первый этап – модернизация существующих объектов КТК. Второй этап – увеличение мощности до 48 млн тонн за счет строительства пяти новых нефтеперекачивающих станций (НПС). По планам он будет реализован в 2013 году. Третий этап – строительство еще пяти НПС и трех резервуаров по 100 тыс. куб. м с доведением мощности до проектных 67 млн тонн. Его планируется закончить к 2015 году.

Однако агентство сообщило, что выполнение работ по увеличению мощности КТК происходит с задержкой на 13 месяцев. Российская сторона отстает от намеченного графика на 30%, тогда как Казахстан на 80%.

В опубликованном материале говорится, что общий объем неосвоенных средств в связи с задержкой в работах приближается к $1 млрд. Стоимость расширения, согласно принятому бюджету проекта, составляет $5,4 млрд. Выручка нефтепровода в результате реализации второго этапа строительства согласно ТЭО должна увеличиться до $2,3 млрд в год.

Примерный объем годовой прокачки нефти после расширения КТК будет составлять около 67 млн тонн, из них 52,5 млн тонн из Казахстана. Но по уверениям Олега Егорова, главного научного сотрудника Института экономики Министерства образования и науки РК, на сегодняшний день у Казахстана нет достаточных объемов нефти для увеличения поставок через КТК. «Мы не готовы на сегодня отдавать еще более 30 млн тонн нефти, тем более что в рамках развития нефтепровода «Атырау – Самара» запланировано увеличение мощности до 20 млн», – говорит г-н Егоров.

Источник АНИ также рассказал, что из планируемых ранее к перекачке в 2013 году 44 млн тонн на данный момент подтверждено только 33 млн тонн.

Объем экспорта нефти через терминал КТК, по информации самого консорциума, по итогам октября 2012 года сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 11%, до 2,227 млн тонн. Г-н Егоров объяснил, что расширение КТК было запланировано с надеждой на старт добычи на Кашагане, которая откладывается уже в четвертый раз. Ранее было заявлено, что добыча начнется в декабре нынешнего года. Но позже министр нефти и газа РК Сауат Мынбаев сообщил, что компании-разработчики месторождения Кашаган вновь поменяли даты старта работ и планируют начать коммерческую добычу в первом квартале 2013 года.

Нерациональным Олег Егоров считает увеличение мощности КТК и инвестирования в этот проект сейчас, так как достаточных объемов нефти у страны все равно нет. Более того, как заметил эксперт, на то, чтобы добыча на Кашагане достигла мощностей в несколько миллионов, должны пройти годы.

Основной причиной высокого уровня внимания к этому проекту Анна Анненкова, старший эксперт ИК «Баррель», называет лоббирование собственных интересов России в прикаспийском регионе. За возможность стать транзитной территорией для кашаганской нефти идет борьба со стороны нескольких государств. Россия со своей стороны, по словам г-жи Анненковой, понимает, что в сложившейся ситуации необходимо что-то делать, пока другие страны не договорились с Казахстаном о поставках нефти минуя территорию РФ. «Это было скорее вынужденное решение, если не начать строительство, то нужно подписать какие-то договоры с Казахстаном, дабы не потерять своего влияния в регионе», – рассказала она.

Для Казахстана же сложившаяся ситуация, по оценке г-жи Анненковой, совершенно не проблематична, так как существует множество рынков, куда можно экспортировать сырье. Но перед республикой стоит другая серьезная задача – решить, через территорию какой страны поставлять свою нефть на мировой рынок. Выделить наиболее выгодного для страны транзитного партнера, по словам экспертов, достаточно сложно. «Если на пути твоей трубы есть еще третье лицо, то существует транзитный риск», – подчеркнула Анна Анненкова. Старший эксперт ИК «Баррель» при выборе транзитного партнера советует обратить внимание, насколько он амбициозен.

Венера Гайфутдинова

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

22.11.2012 • 00:26 1121

Loading...