22.11.2012 • 00:23 2703

Отказ от предельных тарифов приведет к усилению конкуренции

Правительство Казахстана, планируя с 2016 года отказаться от предельных тарифов на электроэнергию, тем самым еще раз подтверждает, что они так и не стали стимулом для активизации инвестиций в модернизацию основных фондов.

В ходе восьмого республиканского совещания энергетиков вице-министр индустрии и новых технологий (МИНТ) Бахытжан Джаксалиев заявил, что Казахстан с 2016 года откажется от предельных тарифов на электроэнергию.

«Министерство должно сформировать предложения по структурированию групп энергопроизводящих организаций и по установлению новых тарифных планов для полноценной реализации программ развития каждой станции», – сказал он.

Такая работа, по словам г-на Джаксалиева, «у нас будет продолжаться по законодательству по 2015 год включительно, а сентября 2016 года мы практически прекращаем действие предельных тарифов и уходим на тот уровень конкуренции в энергопроизводстве, который, по сути, у нас был до их введения».

В связи с этим, по словам вице-министра, МИНТ ожидает от каждой энергопроизводящей организации «абсолютно адекватные предложения, которые должны быть прикреплены к программам развития».

Некоторые пояснения

Напомним, что рынок электроэнергетики в Казахстане устроен таким образом, что каждый субъект отвечает за свою часть работы. Станции (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) производят электроэнергию. Далее по высоковольтным сетям, принадлежащим госкомпании АО «KEGOC», электроэнергия доходит до понизительных подстанций и потом транспортируется по сетям региональных энергетических компаний (РЭК). Прежде чем дойти до потребителя, электроэнергия может побывать в сетях более мелких, чем РЭК, энергопередающих организаций, но обойти которые нельзя, потому что именно к этим сетям присоединен конечный потребитель.

Мы потребляем электроэнергию, а платим в энергоснабжающую организацию (ЭСО), которая деньги за потребленные нами киловатты должна раздать всем субъектам рынка, принимавшим участие в нашем энергоснабжении: станции – раз, KEGOC – два, РЭК – три, прочие энергопередающие организации – четыре, и еще должна остаться снабженческая надбавка – плата непосредственно энергоснабжающей организации за то, что она организовала процесс продажи между станцией и потребителем.

Предельные уровни тарифов – это тарифы, которые утверждаются более чем на один год. Основанием для утверждения предельного уровня тарифов является утвержденная инвестиционная программа предприятия. Каков период выполнения инвестиционной программы – таков и период действия предельного уровня тарифов.

Причем предельные тарифы устанавливаются именно субъектам, которые электроэнергию вырабатывают. В 2009 году постановлением правительства предельные тарифы установлены сроком до 2015 года.

Почему тарифы растут

Если предельные тарифы для электростанций установлены с 2009 по 2015 год, то почему растут тарифы? Сразу ответим: предельные тарифы растут регулярно, и под этот шумок тарифы повышают РЭК. Конкретно – на уровне снабженческой надбавки. 

Тарифы РЭК, несмотря на то, что утверждаются в областных департаментах Агентства по регулированию естественных монополий (АРЕМ), остаются темной лошадкой для потребителя. 

Хотя РЭК, так же, как и ГЭС, составляют инвестпрограмму, защищают ее и получают тариф, как правило, на два-три года. 

Только в тарифах ГЭС и РЭК есть одна существенная разница: для гидроэлектростанций тариф установлен правительством, и станция должна согласовать инвестпрограмму под этот тариф, а РЭК в департаменте АРЕМ должен доказать, что для выполнения конкретной инвестпрограммы ему необходим именно такой уровень тарифа.

Почему отменят

Решение правительства отменить с 2016 года предельные тарифы свидетельствует о неэффективности данной схемы. 

Еще в июле председатель Агентства РК по защите конкуренции (антимонопольное агентство) Габидулла Абдрахимов рассказал ИА «Казинформ», почему предельные тарифы не выполняют инвестиционные функции. По его словам, электростанции необоснованно направляют высокие объемы финансовых средств, полученных в результате повышения тарифов, на выплату дивидендов учредителям.

Установлены факты направления отдельными электростанциями миллиардных сумм на выплату дивидендов, полученных в результате повышения тарифов.

Например, одна электростанция в 2011 году из-за повышения цен получила прибыль более чем 2,7 млрд тенге, при этом на инвестиции было направлено всего лишь 24,9 млн тенге, все остальное направлено на выплату дивидендов акционерам.

Кроме того, электростанции включают в тарифы расходы, не связанные с производством электроэнергии, такие как расходы на проведение праздничных культурно-массовых мероприятий, на выплату вознаграждения членам совета директоров, различные членские взносы.

А отдельные электростанции полученные денежные средства в результате повышения тарифов хранят на депозитах в банках. К примеру, одна электростанция в 2011 году держала на депозитах средства в сумме 1,4 млрд тенге. Хотя эти средства могли быть направлены на модернизацию оборудования станций.

Отмена предельных тарифов сделает рынок более конкурентным. В выигрыше окажутся электростанции, где себестоимость электроэнергии наиболее низкая. Остальным придется вкладывать средства в повышение энергоэффективности. 

Для потребителей это означает одно: тарифы снизятся, так как электростанциям придется бороться за потребителя.

Артем Борисов

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

22.11.2012 • 00:23 2703

Loading...