Транспортная интеграция

22.11.2012 • 00:09 1852

Транспортная интеграция

К чему приведет объединение активов стран ТС?

Единая транспортная политика должна придать Таможенному союзу и Единому экономическому пространству мощный стимул для развития полноценной интеграции.

На прошлой неделе пресс-служба Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) сообщила, что на совещании министров транспорта стран Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) одобрен проект Концепции транспортной политики. Концепция была подготовлена департаментом транспорта и инфраструктуры ЕЭК с учетом текущего состояния и развития транспортных комплексов государств-членов ТС и ЕЭП, анализа национальной договорно-правовой базы, а также международного опыта интеграции, в том числе Европейского союза.

Отметим, что основные направления проекта концепции соответствуют принципам формирования ЕЭП и обеспечат реализацию его основных четырех свобод: свободы движения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов.

В ходе совещания представители сторон достигли единого понимания, что на основе проекта концепции в 2012-2013 гг. будет разработана научно обоснованная программа транспортной политики ЕЭП на период до 2020 года.

Реализация транспортной политики позволит решить такие задачи, как обеспечение транспортной доступности, снижение доли транспортной составляющей в стоимости продукции, эффективное использование транзитного потенциала, интеграция в мировую транспортную систему, снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду и здоровье человека.

Доступность нужна как воздух

В настоящее время вопрос транспортной доступности – один из ключевых. Все страны ТС активно лоббируют деятельность своих компаний, тогда как иностранные изначально оказываются в менее выгодной позиции. Так называемый государственный протекционизм закрывает рынок для одних перевозчиков и открывает – для других. Обычно преимущества достигаются за счет субсидий, которые выделяет государство.

Летом прошлого года в эксклюзивном интервью агентству «Хабар» тогдашний вице-министр транспорта и коммуникаций РК Азат Бектуров заявил, что казахстанские экспортеры были уравнены в правах с российскими и белорусскими.

Речь шла о перевозках грузов по железной дороге на территории стран ТС и транзите в третьи государства. Ранее национальные перевозчики могли предоставлять субсидии для местных компаний – в итоге последним транспортировка обходилась дешевле, чем поставщикам из соседних государств.

Например, казахстанский производитель в Костанае, находясь ближе к Челябинску, из-за железнодорожного тарифа не мог поставить товар в Челябинск, потому что, находясь дальше, российский грузоотправитель, условно, в Иркутске, отправлял в Челябинск по более низким ценам и имел преимущество перед нашим производителем.

Принятое накануне соглашение об унификации тарифов внутри Единого экономического пространства исключает такую возможность в будущем. Ожидается, что единые нормы будут действовать с 2013 года.

Такая же унификация ожидается и в сфере гражданской авиации, автомобильного транспорта.

Вместе с тем казахстанские власти стараются убедить своих сограждан в том, что унификация, как один из этапов полноценной интеграции, не принесет с собой роста тарифов. Ранее казахстанское правительство приняло решение ежегодно поднимать тарифы на железной дороге на 15%. Выше этих параметров тарифы, даже после унификации, не поднимутся.

Транспортная составляющая: все ниже, и ниже, и ниже…

Именно она и является основой конкурентоспособности товаров, производимых на территории ТС. На текущий момент транспортная составляющая в продукции на пространстве стран ТС составляет от 16 до 20%. Это очень высокий показатель.

Для сравнения: в последней редакции европейской транспортной политики этот показатель равен 5% стоимости любой продукции.

Чтобы приблизиться к европейским стандартам, страны ТС договорились снизить данный показатель до 10-12%, а в последующие годы добиться большей эффективности.

Причем транспортная составляющая включает в себя затраты на такие элементы транспортного обслуживания, как подготовка товара к транспортировке на складе отправителя, его упаковка и хранение; погрузка товара на транспортное средство первого перевозчика; транспортировка груза со склада отправителя в пункт передачи товара второму перевозчику; транспортно-экспедиторское обслуживание на первом этапе перевозок; аренда транспортного оборудования на первом этапе перевозок (контейнеры, средства пакетирования и др.); выгрузка товара в пункте перевалки; погрузка товара на транспортное средство второго перевозчика; оплата таможенных пошлин, налогов и сборов; страхование груза на случай его порчи или утраты; транспортировка товара вторым перевозчиком и т.д.

В данном направлении страны ТС уже предпринимают определенные шаги. Так, в октябре стороны договорились о создании единого логистического оператора в виде совместного предприятия с паритетным участием всех сторон. В уставный капитал акционерного общества предполагается передать акции профильных компаний, обладающих необходимыми для реализации проекта компетенциями и активами – подвижной состав, в том числе фитинговые платформы и контейнеры, грузовые терминалы, сетевые информационные системы. Со стороны ОАО «РЖД» планируется внесение принадлежащего АО контрольного пакета акций ОАО «ТрансКонтейнер». Со стороны АО «НК «КТЖ» – акции дочерних компаний АО «Казтранссервис» (оператор подвижного состава) и АО «Кедентранссервис» (крупнейший сетевой терминальный оператор), терминалы, расположенные на пограничных с Китаем станциях Достык, Алтынколь. Со стороны Белорусской железной дороги рассматривается возможность внесения терминалов на границе с Европейским союзом, расположенных на станции Брест, и логистического подразделения – ГП «БТЛЦ» («Белинтертранс»).

От успешности этого проекта напрямую зависит и эффективность транспортной составляющей.

Единая транспортная политика стран ТС должна суммировать транзитные потенциалы сторон. В частности, согласно концепции создания единого логистического оператора, Казахстан и Беларусь внесут в данный актив самые лакомые куски своей транспортной инфраструктуры – терминалы на границах.

В объединении активов есть много позитива, это реализация транзитного потенциала стран-участниц ТС. Причем ключевым маршрутом перевозок является направление Китай – Европа. Это связано с быстрым развитием промышленности в северо-западных и центральных провинциях Китая, увеличением доли контейнеропригодных товаров с высокой добавленной стоимостью, чувствительных к сроку доставки, в общем объеме транзита из Китая и перегруженностью китайских морских портов и железных дорог на востоке. Через Казахстан, Россию и Беларусь возить быстрее в 2-3 раза, а в будущем еще станет и выгоднее. По сути, единая транспортная политика стран ТС позволит им быстрее интегрироваться в мировую транспортную инфраструктуру и стать органичной частью всего остального мира.

Артем Борисов

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

22.11.2012 • 00:09 1852

Поделиться
Транспортная интеграция
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus