Логистический потенциал Казахстана огромен, однако до сих пор остается нереализованным. Несмотря на отсутствие у РК выхода к морю, республика обладает уникальной возможностью стать логистическим хабом для Центральной Азии и Европы.
«Казахстан должен возродить свою историческую роль и стать крупнейшим деловым транзитным хабом Центральной Азии, своеобразным мостом между Европой и Азией… Это создание на ключевых транспортных коридорах Казахстана единого комплекса хабов международного уровня – торгово-логистического, финансово-делового, инновационно-технологического и туристического», – сказал президент РК на 25 пленарном заседании Совета иностранных инвесторов.
Для развития логистического потенциала республики, по мнению Александра Ованесова, партнера компании Strategy Partners, необходимо перейти от управления отдельными видами транспорта к управлению транспортной системы в целом. Реализовать изменения в управлении логистической системой нелегко, так как в РК вся система планирования выстроена по отдельным видам транспорта. Определенные затруднения в развитии логистики в Казахстане вызывает дисбаланс между налаживанием инфраструктуры и систем управления. «Пока, к сожалению, мы говорим о том, что приоритет отдается строительству инфраструктуры объектов», – пояснил г-н Ованесов.
Основной проблемой на пути становления республики связующим звеном между Европой и Азией Алихан Мамбеталин, заместитель правления Национальной экономической палаты «Союз «Атамекен», считает низкую скорость доставки товаров, что, в свою очередь, зависит от эффективности работы государственных органов. «По статистическим данным, 40% от общего объема времени, затрачиваемого на доставку товара, тратится на прохождение пунктов пропуска. Думаю, что эта цифра усредненная и на практике она гораздо выше», – подчеркнул г-н Мамбеталин. Большие надежды, по его словам, «Атамекен» возлагает на скорейшее внедрение «единого окна», которое по планам начнет работать в следующем году. В рамках этого «единого окна» будет создана база, которая объединит все базы данных государственных органов, что позволит увеличить грузопоток на пропускных пунктах. Дополнительной проблемой, на которую представитель «Атамекена» призывает обратить внимание, является отсутствие информационного обмена между странами-участницами Таможенного союза (ТС). Кроме того, определенные трудности вызывает разрозненность между национальным законодательством и требованиями ТС и Единого экономического пространства (ЕЭП).
С целью преодоления проблем в развитии логистики в РК по заказу министерства транспорта и коммуникаций Азиатским банком развития (АБР) было проведено исследование, по результатам которого были выработаны некоторые рекомендации. Для того чтобы увеличить эффективность логистики в РК, АБР рекомендует исследовать возможности всех средств транспортировки, увеличить координацию и сотрудничество между различными способами транспортировки, повысить степень интеграции между всеми составляющими частями логистической системы, включая транспортировку и распределение, а также принятие всеобъемлющего плана развития логистической системы.
«В результате реализации рекомендаций, разработанных АБР, республика получит крепкую логистическую индустрию, которая будет соответствовать всем мировым требованиям и потребностям», – заверил Ванг Хонг, уполномоченный специалист по центральноазиатскому региональному экономическому сотрудничеству, АБР.
Венера Гайфутдинова