Швейцария ассоциируется со стабильностью, престижем и процветанием, с самыми надежными банками, потрясающими горнолыжными курортами, вкусным сыром, шоколадом и лучшими часами в мире! Но множество туристов ценят ее не только за это.
Гости страны
В Швейцарии поражаешься, в первую очередь, кристальной чистоте каждого ее уголка – будь то деревенский пейзаж с коровами и стогами сена или исторический центр города. Общественный транспорт или дикие горные тропы будут одинаково чисты и ухожены. И это нравится абсолютно всем гостям страны, даже если кто-то из местных считает такую чистоту «чересчур стерильной».
Официальный представитель Швейцарского туристического офиса Вероник Канель отмечает: «Мы знаем, что Швейцарию воспринимают как чистую страну».
В 2011 году Швейцарский туристический офис провел в Гельвеции опрос среди 9 тыс. приезжих из других государств, которые решили насладиться отдыхом в альпийской республике. Всего на вопросы о своем восприятии Швейцарской Конфедерации ответили респонденты из 110 стран мира. Вероник Канель уточнила, что «4% туристов упомянули чистоту как одну из сильных сторон государства». Цифра может показаться небольшой, но она весьма близка к 4,7% опрошенных, которые назвали культуру и историю. Опрос пролил свет и на то, что сильнейшей стороной Швейцарии туристы считают ее природу (20% респондентов).
Кто следит за чистотой
Пословица «чисто не там, где убирают, а там, где не сорят» в данном случае неуместна. Каждый житель Швейцарии, независимо от социального статуса и материального положения, обязан сортировать свой мусор: стекло – к стеклу, металл – к металлу, бумагу – к бумаге, картон – к картону и так далее. Это закон. Нарушителям грозит крупный штраф. За соблюдением правил следит так называемая «мусорная полиция», которая способна найти и привлечь к суду даже человека, выбросившего окурок из окна машины. Тот же, кто не желает «пачкать руки», должен заплатить приличный налог, чтобы его отходами занялись специалисты.
Еще одна прямая обязанность каждого законопослушного швейцарца – привезти рассортированный мусор на пункты приема, откуда груз отправляют на перерабатывающие предприятия. При этом человек, сдавший мусор, не получает денег за вторсырье, но все честно исполняют свой долг.
Система сортировки мусора в Швейцарии доведена до крайности. Сейчас в этой стране на перерабатывающие заводы попадает более 90% использованной стеклотары. Почти треть печатной продукции тоже возвращается в пункты приема вторсырья. Батарейки, содержащие опасные для живых организмов реагенты, никогда не выбрасываются в мусорное ведро, впрочем, как и старые электрические приборы, домашняя техника, строительные отходы. К сведению: одна «пальчиковая» батарейка, выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжелыми металлами около 20 кв. м земли!
Отдельно собираются РЕТ-бутылки, лампы дневного света, консервные банки (их жители обязаны спрессовать с помощью домашнего магнитного пресса). Есть даже инструкция, как правильно выбросить использованный чайный пакетик: этикетку – к картону, сам пакетик – к бумаге, заварку – в компост, скрепку – к металлу, а ниточку можно выбросить, заплатив налог.
Использованное растительное масло ни в коем случае не выливается в канализацию, собирается в бутылки и сливается в специальные емкости на пунктах приема.
Жители Швейцарии даже получают специальное расписание сбора отходов – в какие дни можно выставить на улицу связку или пакет отсортированного и тщательно спрессованного мусора, например: бумагу – каждую вторую субботу, картон – каждую третью и т.д.
Налог на мусор
С 1975 года в Швейцарии существует серьезная и хорошо продуманная система: все, что можно вторично переработать, сдается в надлежащем виде бесплатно, а то, что нельзя – собирается в специальные пластиковые пакеты и сдается уже за деньги. То есть вы покупаете определенный пакет для мусора синего или красного цвета, в цену которого уже включена пошлина на мусор, в другом пакете у вас мусор просто не примут. Да и плата за каждый килограмм мусора далеко недешевая, что сразу мотивирует отсортировывать все на высшем уровне: ничего лишнего в мешок не положишь. Это-то и было главной целью швейцарского правительства: пробудить гражданское сознание и побудить швейцарцев к более толковому разбору их собственных отходов, во имя рационального использования природных ресурсов и заботы об окружающей среде.
Хитроумным правонарушителям, занимающимся уничтожением отходов самостоятельно, следует знать: при сжигании мусора в камине или в саду выделяется в 1000 раз больше опасного диоксина, чем при сжигании того же количества отходов в специально предназначенных для этого установках. Поэтому штраф за такие «выходки» весьма высок.
Экологическая политика
Все началось в 80-е годы XX века, когда экологическая ситуация в Швейцарии стала катастрофической. Общество потребления производило огромное количество мусора. На маленькой территории страны не было обширных площадей, чтобы можно было зарыть отходы и забыть о них. Тогда-то и встал вопрос о выработке новой экологической политики. На ее воплощение ушло два десятилетия. И сейчас Швейцария одна из самых экологически чистых стран мира: из любого озера и, естественно, из-под крана можно без опасений пить воду.
Многие местные школы интегрируют в программу обучения вопрос о мусоре и переработке отходов. Ведь если детям со школьной скамьи объясняют проблему отбросов, то у них формируется правильное и рациональное отношение к ее решению.
В рекламном видеоролике «Швейцария – страна летних каникул», творении цюрихского рекламного агентства Spillmann, Felser et Leo Burnett, любители шуток могут увидеть рачительных пенсионеров, которые стригут маленькими ножницами травинки на альпийских просторах, полируют камни в бегущих по склонам ручьях, вылавливают старые башмаки из водоемов... Слоган ролика – «Мы делаем все, чтобы ваши летние каникулы были идеальными». Акция Швейцарского туристического офиса подразумевает, что даже если посещение страны обходится туристам недешево, они могут быть уверены, что швейцарцы делают все, чтобы приезжие провели идеальный отпуск. Одним из условий этого является чистота в стране.
Две частные организации, специализирующиеся на повторной обработке и чуткие к этой проблеме, основали в 2007 году «Общество интересов за чистый мир» (IGSU). Силами общества была запущена кампания по расклейке плакатов, на которых с содроганием можно увидеть частные домовладения, забросанные мусором, с сопутствующим лозунгом: «Что шокирует в вашей гостиной, шокирует и на улице».
Кроме IGSU, инициативу проявляют и другие организации. В 2005 году компания Bernmobil создала группу из 10 человек, которые собирают газеты, остатки пищи и отбросы, оставляемые пассажирами в автобусах и трамваях столицы. А в 2010-м компания подарила 10 iPad'ов десяти пассажирам, которых «застигли в момент», когда они аккуратно клали отбросы в специальные урны.
Каждый год сотрудники системы общественного транспорта Берна тратят около 15 тыс. часов на чистку трамваев и автобусов. Ведь, по мнению специалистов, мусор в общественном транспорте, грязные вагоны поездов и салоны автобусов и троллейбусов негативно влияют на чувство безопасности пассажиров. К тому же, если содержать общественный транспорт в чистоте, акты вандализма в нем становятся более редкими.
Алия Каримова (Цюрих)
Борьба с мусором по-швейцарски
Швейцария ассоциируется со стабильностью, престижем и процветанием, с самыми надежными банками, потрясающими горнолыжными курорт...
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.