Дело не в цене?

25.07.2012 • 08:51 1205

Дело не в цене?

Тендеры как фактор развития автопрома

Стремительным назвал рост продаж казахстанских автомобилей Chance в 2012 году генеральный директор группы компаний AllurAuto Андрей Лаврентьев. За три месяца с начала производства в Казахстане реализовано свыше 600 машин Chance. По мнению эксперта, это говорит о том, что казахстанцы начинают отдавать предпочтение отечественному автопрому. ИА «Казинформ» приводит мнение руководителя AllurAuto о том, что высокие продажи были достигнуты за счет доступной цены (от $8 990), экономичности в обслуживании, достойных характеристик. «К тому же, специально разработанные программы для покупателей позволяют находить компромисс из-за сроков ожидания. Одной из таких программ является система предварительного заказа, позволяющая подобрать покупателю удобный для него срок ожидания и получить при этом скидку, выбрать комплектацию и цвет своего автомобиля еще на стадии производства. Чем раньше и большая сумма будет внесена, тем значительнее скидка. Программа распространяется на весь модельный ряд автомобилей Chance», – цитирует эксперта ИА «Казинформ». Стоит отметить, что свыше 70% продаж приходится на юридические лица.

При этом Олег Алферов, директор консалтинговой компании Qncepto, скептически относится к идее «сборки корейского автомобиля 1997 модельного года, производимого в Запорожье». И приводит данные о том, какие автомобили казахстанской сборки пользуются наибольшей популярностью. В первом полугодии было продано 1 923 «Лады» казахстанской сборки, 1 914 автомобилей KIA, 1 584 Chevrolet казахстанской сборки, и, наконец, 613 ZAZ Chance, собранных внутри Казахстана.

Высказывая сомнения в целесообразности сборки ZAZ Chance в Казахстане с экономической и технологической точек зрения, Олег Алферов приводит ряд аргументов. Во-первых, эксперт обращает внимание на проблему логистики снабжения. Дело в том, что украинский АвтоЗАЗ получает часть комплектующих из Кореи, часть из Польши, часть из Румынии и берет на себя операции штамповки кузова, сварки и окраски, а затем отправляет в Казахстан. «То есть казахстанский производитель – это третьи руки, на которые ложится лишь сборка. И поскольку речь идет о модели с полуторадесятилетней историей, налаженным производством в Запорожье и компонентной базой в трех странах, потенциала перехода от сборки к более глубокому технологическому переделу в Казахстане нет», – поясняет г-н Алферов.

У эксперта вызывает вопрос и коммерческий смысл организации сборки, если бы казахстанский завод мог поставить цель обойти пошлины… «Но продукция АвтоЗАЗа в рамках соглашений между государствами-членами СНГ и без того два года как поставляется в Казахстан беспошлинно. Таким образом, вся экономия за счет сборки сводится к тому, что из цены автомобиля вычеркнут НДС – «Агромашхолдинг» освобожден от его уплаты», – отмечает руководитель Qncepto, считая, что разница в сумме НДС недостаточно веский повод даже для организации сборки.

Кроме того, г-н Алферов задается вопросом: каким образом планируется собирать эту модель в 2015 году, когда сам завод АвтоЗАЗ рассматривает вопрос ее замены на Chevrolet Aveo старого поколения уже в ближайшие годы. «Либо Казахстан станет третьей страной, получившей эксклюзивную эстафетную палочку для продления жизни автомобиля 90-х годов, либо казахстанскому автопроизводителю придется следовать «в ногу» с запорожским заводом – мы будем собирать то, что корейцы позволят производить украинцам», – прогнозирует эксперт.

По мнению Олега Алферова, мотивы проекта больше завязаны на доступе к тендерным поставкам в адрес госорганов. «Недавние указания президента, безусловно, «стимулируют» объемы закупок отечественных автомобилей чиновниками. Но объемы этого сегмента очень невелики – даже при высокой составляющей госзакупок на ZAZ Chance пришлось лишь 3% продаж всех легковых автомобилей в первом полугодии 2012 года. Сравните с ближайшим соседом ZAZ по нижней ценовой нише, «Ладой» – при минимальной доле тендерных поставок на ее счету 38% рынка», – приводит данные г-н Алферов.

Эксперт считает, что сегодня борьба за рынок в рамках ЕЭП сводится к борьбе за партнеров с именем и за право на выпуск наиболее популярных, массовых моделей. «Привлечь инвестора, построить завод и даже заключить соглашение с автоконцерном второго, третьего эшелона – задача решаемая. О крупноузловой сборке я и вовсе молчу. Но при отсутствии массовых продуктов на конвейере и гарантированных квот на экспорт в Россию и Беларусь такой проект может оказаться мертворожденным. История российского автопрома такими примерами полна. Эксперименты с маловостребованными моделями допустимы только при закрытом рынке. А у нас границы с Россией стерты», – резюмирует руководитель Qncepto.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

25.07.2012 • 08:51 1205

Поделиться
Дело не в цене?
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus