Старый друг ценнее новых двух

25.07.2012 • 08:45 1126

Старый друг ценнее новых двух

Начата перевалка казахстанской нефти через новый порт Усть-Луга

Если Россия будет и впредь расширять мощности по перевалке нефти через свою территорию, то альтернативные маршруты экспорта казахстанской нефти в обход РФ обречены на провал. Астана их просто не поддержит.

Недавно российская пресса опубликовала новость, которая обрадует одних и огорчит других. «Одни» – это «КазМунайГаз», «другие» – европейцы, которые в течение нескольких последних лет лоббировали альтернативные маршруты экспорта казахстанской нефти в обход России.

Официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин сообщил ИТАР-ТАСС о начале перевалки казахстанской нефти через новый порт Усть-Луга. Предполагается, что первая партия нефти пойдет по новому маршруту 20 июля. А за месяц транзит казахстанской нефти должен составить 400 тыс. тонн.

Игорь Демин отметил, что порт Приморск закрыт для перевалки с 17 июля до 20 июля в связи с проведением регламентных технических работ.

Напомним, что нефтеналивным терминалом в порту Усть-Луга владеет Невская трубопроводная компания, акционерами которой являются «Роснефтьбункер», подконтрольный Геннадию Тимченко, «Транснефть» и Газпромбанк.

В целом экспорт нефти через Усть-Лугу в 1 полугодии 2012 года составил 3,796 млн тонн.

Новый маршрут значит очень многое

Во-первых, не нужно прилагать дополнительные усилия к тому, чтобы нарастить новые маршруты для перевалки нефти. Во-вторых, используя преимущества Таможенного союза, максимально задействовать транзит нефти через российскую территорию.

Казахстан в настоящее время экспортирует свою нефть на Запад через трубопровод КТК (Каспийский трубопроводный консорциум) и российский порт Новороссийск, а также по системе «Транснефти».

В то же время Европейский союз (ЕС), озабоченный ростом зависимости от России по поставкам нефти, использует любой шанс, чтобы склонить прикаспийские государства, в особенности Казахстан, к экспорту нефти в обход территории России.

Таким нефтепроводом является Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД). Основная цель строительства нефтепровода заключалась в создании независимого от России пути транспортировки нефти из Азербайджана (а впоследствии и Казахстана) на мировые рынки. Казахстан для Запада крайне важен: в 2004 году мы добыли 60 млн тонн нефти, в 2010 году эта цифра составила уже 100 млн тонн.

США и Великобритания, лоббировавшие и финансировавшие проект, в качестве его обоснования выдвинули идею о необходимости диверсификации маршрутов экспорта энергоносителей и стабилизации мирового энергетического рынка.

Это первый нефтепровод в СНГ, проложенный в обход России и при непосредственном участии США и Великобритании. Ввод в эксплуатацию нефтепровода дает возможность более активно осваивать ресурсы каспийского бассейна. В Азербайджане это в первую очередь освоение блока месторождений Азери-Гюнешли, в Казахстане – Кашаган.

Но позицию Астаны по нефтепроводу нельзя назвать однозначной. Если в 2006 году Казахстан еще питал какие-то надежды по поводу БТД и даже начал покупать танкеры, то впоследствии они стали практически иллюзорными.

Так, еще 16 июня 2006 года президент РК Нурсултан Назарбаев подписал договор о присоединении Казахстана к проекту нефтепровода. Договор предусматривает организацию танкерной перевозки казахстанской нефти из Актау в Баку через Каспий и ее дальнейшей транспортировки по нефтепроводу БТД. На первом этапе Казахстан был намерен отгружать по БТД до 7,5-10 млн тонн нефти в год.

А уже в конце января 2011 года экс-глава «КазМунайГаза» Кайргельды Кабылдин заявил, что Казахстан приступит к реализации проекта создания Казахстанской каспийской системы транспортировки нефти (ККСТ) не ранее 2018 года. «В будущем мы планируем построить на Каспии нефтяной причал в рамках системы ККСТ, которая предполагается к строительству в период 2018-2019 годов», – сказал он.

На то имеется две главные причины. Первая – Казахстан решил сэкономить, так как общая стоимость ККСТ оценивалась в $4 млрд. Вторая – замедление темпов освоения Кашагана.

В интервью «Казинформу» региональный директор компании «Аджип ККО» Лучано Васкес заметил, что «октябрь 2013 года будет являться самым последним сроком для начала коммерческой добычи на Кашагане». И добавил, «что касается освоения всего месторождения Кашаган, то мы его называем полномасштабным освоением месторождения (ПОМ)». «Общий средний уровень добычи на этапе ПОМ составит примерно 70 млн тонн нефти в год или 1 млн 500 тыс. баррелей, что сопоставимо или даже превышает годовую добычу некоторых отдельных государств, например, Канады, Великобритании или Бразилии», – продолжил г-н Васкес. Но и в этом случае конкретную дату ПОМ он не указал.

Идея еще одного альтернативного проекта Запада – Траснкаспийского трубопровода так и осталась идеей. ЕС не может найти деньги, прикаспийские государства – ждут расчетов…

Риски тоже имеются, но незначительные

Российско-казахстанское сотрудничество по перевалке нефти наполнено реальным содержанием. Именно это «реальное содержание» и склоняет чашу весов в пользу такого сотрудничества.

Анализируя возможности Казахстана по перевалке нефти через российскую территорию, нужно показать для начала все имеющиеся возможности.

Так, по нефтепроводу Узень – Атырау – Самара ежегодно прокачивается 15,75 млн тонн нефти. В августе 2011 года «Транснефть» и «Казтрансойл» заявили о возможности увеличения мощности нефтепровода с нынешних 16 млн до 26 млн тонн в год. Строительство планируется окончить к 2015 году. Это также может заморозить ККСТ.

Через Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) Казахстан ежегодно переваливает 27 млн тонн нефти. И у Казахстана есть все возможности увеличить квоту прокачки до 52,5 млн тонн нефти в год. Об этом в ходе V Евразийского форума «KAZENERGY» в 2010 году сообщил министр нефти и газа РК Сауат Мынбаев. И тому есть реальные предпосылки. 15 декабря 2010 года принято окончательное решение об инвестировании расширения механической мощности КТК до 67 млн тонн нефти в год.

Через систему «Транснефти» Казахстан экспортирует еще около 22 млн тонн нефти. В общей сложности по трем направлениям чуть меньше 65 млн тонн нефти в год. В конце марта Россия запустила перевалку нефти через порт Усть-Луга в рамках второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2).

При такой высокой динамике перевалки казахстанской нефти через российскую территорию ни БТД, ни Транскаспийский трубопровод, ни другие альтернативные маршруты доставки каспийской нефти в обход российской территории в обозримой перспективе не могут стать актуальными. И самое важное. В рамках Таможенного союза, Единого экономического пространства и, возможно, Евразийского союза Казахстану будет выгодно отправлять свою нефть через российскую территорию. По деньгам это будет выгодно. А что еще нужно Казахстану, кроме как выгодные маршруты по приемлемой себестоимости перевалки нефти.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

25.07.2012 • 08:45 1126

Поделиться
Старый друг ценнее новых двух
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus