Реальный бренд или доступный миф?

11.07.2012 • 12:11 980

Реальный бренд или доступный миф?

В республике планируют наладить сборку грузовых автомобилей

В Казахстане хотят обновить автомобильный парк отечественных транспортных компаний. Для этого планируется создать новые виды производства грузовой техники, автобусов и седельных тягачей. Причем вся выпускаемая продукция будет отвечать требованиям международных технических условий и правил.

«Создание новых видов производств, которые отсутствуют в стране, будет налаживаться с учетом потребности отечественных грузоперевозчиков. Это позволит увеличить доступность запасных частей и повысить сервисное обслуживание грузовых машин. В результате для многих транспортных компаний новая техника не только станет более доступной в ценовом сегменте, но и поможет снизить эксплуатационные затраты», – рассказал «Капитал.kz» Ерлан Джумашев, директор Департамента автомобильного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций РК (МТК РК).

По его словам, свою заинтересованность уже выразили такие крупные компании, как ТОО «MAN Truck & Bus Kazakhstan» и HyundaiTrack&Bus, а также KAMAZ Engineering и автосборочный завод «АгромашХолдинг». В ближайшее время они смогут презентовать свои возможности по предоставлению коммерческой техники и налаживанию сборки необходимых моделей на территории республики.

«Сегодня ведется проработка механизмов по созданию финансовых инструментов и стимулированию отечественных перевозчиков на обновление автотранспортных средств (АТС). В программе «Дорожная карта бизнеса-2020» предусмотрены инструменты государственной поддержки предпринимателям, в рамках которой будет рассматриваться возможность субсидирования определенной части затрат при покупке автомобилей, произведенных в Казахстане», – поясняет г-н Джумашев.

Добавив, что потребность в грузовых автомобилях для международных перевозок составляет порядка 1 тыс. единиц техники в год.

По данным МТК РК, в республике на начало этого года зарегистрировано 414018 грузовых машин. Из них по срокам эксплуатации на долю авто до 2 лет приходится 7%, от 2 до 7 лет – 9%, от 7 до 12 лет – 24% и свыше 12 лет – 60%.

В прошлом году объем грузоперевозок автомобильным транспортом в импортном сообщении составил 2,36 млн тонн, в экспортном – 1,74 млн тонн. При этом доля казахстанских перевозчиков составила 33,6%, то есть на импорт они перевезли 979 тыс. тонн, на экспорт – 400 тыс. тонн.

«На рынке международных транспортных услуг задействовано более 10 тыс. машин, из них осуществляющих автоперевозки грузов по системе МДП – 5,6 тыс. авто. Парк автотранспортных средств, зарегистрированных на ТОО, составляет порядка 77,5%, в то время как на ИП – 22,5%. Таким образом, количество АТС ТОО насчитывает в среднем 20-30 автомобилей, ИП – 10-15 авто», – говорит директор Департамента автомобильного транспорта МТК РК.

Как отмечает эксперт, многие компании рассматривают Казахстан как инвестиционную площадку. Однако основной критерий для принятия решения о возможности налаживания сборки грузовой техники на территории республики – объем рынка. И если он привлечет компании, то вопрос будет решаться достаточно быстро.

«В настоящее время по просьбе отечественных автоперевозчиков Минтрансом ведет переговоры с компанией «MAN» по организации сборки автотранспортных средств – седельных тягачей этой марки в Казахстане», – резюмировал г-н Джумашев.

Своим мнением с «Капитал.kz» поделился и Олег Алферов, директор консалтинговой компании Qncepto. «Благодаря единому таможенному тарифу доля подержанной техники на рынке грузовых авто сегодня сократилась до 3,5%. При текущем уровне таможенной защиты можно налаживать сборку грузовых автомобилей. Но впереди пока не столь ясное будущее: вступив в ВТО, Казахстан должен будет сразу же опустить тариф по тяжелым грузовикам возрастом до 7 лет до 10%. В отношении среднетоннажной техники это произойдет через 4 года», – считает г-н Алферов.

По его словам, ослабление тарифных барьеров в России будет компенсировано введением утилизационного сбора. В Казахстане же этот вопрос пока остается открытым.

«Даже если производителям грузовой техники будут обеспечены инструменты защиты от импортного давления уже в рамках ВТО, а российский рынок будет открыт для казахстанской продукции, это не дает гарантии углубления технологического передела. Другими словами, в казахстанских условиях у крупноузловой сборки грузовых автомобилей нет высоких шансов перерасти в цикл сварки, окраски кузова и локализацию производства комплектующих», – уверен аналитик.

Отметив, что если говорить о выборе стратегических партнеров, то здесь наиболее перспективны игроки нижнего и среднего ценовых сегментов. К их числу относятся Hyundai, FAW и КамАЗ.

«Iveco и MAN, с которыми сегодня рассматривается сотрудничество, это продукция среднего и премиум-сегмента. В Узбекистане почти 3 года работает завод по мелкоузловой CKD-сборке широкого спектра техники MAN – от автобусов до спецтехники для нефтегазовой и горнодобывающей отраслей. В качестве рынка сбыта рассматривается вся Центральная Азия», – объяснил г-н Алферов.

Директор консалтинговой компании Qncepto убежден в том, что развитие грузового автопроизводства – существенный, но не ключевой вопрос в повестке модернизации парка. Один из механизмов стимуляции обновления транспорта – прогрессивная шкала налога на транспорт и страховых платежей, привязанная к возрасту. Для этого необходимы государственные субсидии грузоперевозчикам, механизм льготного лизинга и система утилизации автомобилей.

«Перевозчик должен быть не только мотивирован, приобретать новую технику, но и иметь финансовые инструменты для осуществления таких капитальных затрат. Это означает введение предельного срока эксплуатации автомобиля – 15, 20 или 25 лет. С наступлением этого возраста автомобиль должен быть утилизирован в обязательном порядке. Однако такие меры должны вводиться поэтапно для того, чтобы рынок успевал за выбытием парка», – заключил специалист.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

11.07.2012 • 12:11 980

Поделиться
Реальный бренд или доступный миф?
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus