«Разглаженное» потребление

20.06.2012 • 11:00 1001

«Разглаженное» потребление

Казахстанцы предпочитают утюги компьютерам

Представительство компании «Philips Electronics Representative Offices B.V.» было открыто в Республике Казахстан в 1994 году. За это время компании удалось изучить предпочтения казахстанских потребителей и выстроить собственную модель поведения на рынке. Как отмечают в компании, несмотря на высокую доходность отечественного рынка, он еще недостаточно развит, и высок его потенциал роста. Кроме этого, Елена Никиточкина, руководитель отдела потребительской электроники Philips в Казахстане, в интервью «Капитал.kz» рассказала в чем повезло казахстанским потребителям больше европейских и когда техника станет разговаривать с нами.

– Насколько, по Вашей оценке, развит рынок потребительской электроники?

– Структура казахстанского рынка достаточно сильно отличается от рынка как Восточной Европы, так России и Украины. В Казахстане совершенно разные доли той или иной техники по сравнению с другими странами. Если в Европе доминирующая доля принадлежит IT, то в Казахстане сегмент ТВ и аудио,.видеотехники практически равен IT и телекому, и по сравнению с Россией и Украиной велика часть крупной бытовой техники С одной стороны, это связано с тем, что сначала мы стремимся обновить в доме крупные бытовые приборы, а с другой стороны, большинство компаний, работающих в данном сегменте, в своих рекламных кампаниях упор делают именно на телевизоры.

Если говорить о малой бытовой технике, то в целом доля этой категории намного меньше, чем в России и Украине, и значительно отличается по своей структуре. Огромную долю занимают пылесосы и чайники, а также, несмотря на высокий уровень проникновения в домохозяйства утюгов (до 75% паровых и 25% без пара), часть данной группы товаров на рынке очень велика. При этом прирост по данной группе товаров ежегодно стабилен. В то же время объем продаваемых блендеров на редкость мал, возможно, это связано с традиционной культурой приготовления пищи.

То есть пока еще в РК люди не покупают такое количество бытовых приборов для домашнего быта, как это делают в Европе. И если в странах Европы уже происходит обмен тех товаров, которые были куплены лет семь-восемь назад, то в Казахстане пока мы можем говорить только о замене очень старых приборов или первичных покупках.

Но при этом я бы не назвала это отставанием рынка, так как казахстанские потребители имеют возможность сразу приобрести более современные и совершенные товары.

В целом, ежегодно Казахстан демонстрирует рост рынка на уровне 30-35%. При этом если в России и Украине бум мелкой бытовой техники прошел в докризисный период, то в Казахстане он еще и не начался.

– Сколько в денежном эквиваленте составляет казахстанский рынок на данный момент?

– Если говорить о рынке всей техники, то в прошлом году он составил, по нашим оценкам, около $1,8 млрд, при этом, я считаю, что в этом году рынок продолжит демонстрировать значительный рост, сопровождающийся также некоторым снижением цены, и достигнет не менее $2 млрд.

Малая бытовая техника в этом показателе составляет около 6%.

– А какой процент от этого показателя приходится на компанию Philips?

– В силу того, что не по всем группам товаров доступна информация, предоставляемая компаниями по исследованию рынка, я могу сказать только о некоторых из товарных групп. Так, по ряду товаров мелкой бытовой техники наша компания является лидером рынка, в частности: на рынке утюгов доля компании Philips составляет более 30%, более 40% бритв и эпиляторов, продаваемых в РК, приходится на Philips, ручных блендеров – 25% и др.

Очень большая категория на рынке – это пылесосы, и если в предыдущие годы мы достаточно слабо были представлены в ней, то в этом году ситуация должна измениться кардинально. Если говорить в целом о бытовой технике, то мы оцениваем долю Philips на казахстанском рынке на уровне 16-17%.

– Насколько разнятся цены на продукцию Philips в Казахстане, России, Украине?

– В России и Казахстане практически одинаковые цены, но значительно отличаются от Украины. Это связано с несколькими факторами: прежде всего, логистикой и уровнем жизни и заработной платы, которые в среднем ниже казахстанских.

– Как Вы оцениваете казахстанский рынок с точки зрения конкуренции?

– Рынок достаточно конкурентен, но марок представлено на рынке несколько меньше, чем в России и Украине. В то же время пока компании в РК значительно меньше тратят на маркетинг и рекламу. Возможно, это связано с тем, что рынок в Казахстане демонстрирует высокий естественный прирост. Рынок все еще позволяет при относительно небольших вложениях получать высокую эффективность. Для того чтобы изменить компании долю рынка на 1-2%, в России необходимы колоссальные затраты, тогда как в Казахстане для этого требуются меньшие вложения. В то же время и медиапространство не такое широкое, как у северного соседа, и информация быстрее достигает потребителя. Цены на рекламу, как и на все остальное, в Казахстане не дешевы, но эффективность вложенных средств весьма высока.

– В чем состоит маркетинговая стратегия Philips в нашей стране?

– Наша задача – расти быстрее рынка. В этом году мы будем очень активны в коммуникации с нашим потребителем. Мы хотим подстегнуть бум мелкой бытовой техники в республике, то есть воспользоваться сложившейся ситуацией и занять рынок там, где еще не выступили наши конкуренты.

– Какие новые категории товаров в ближайшее время Philips планирует вывести на казахстанский рынок?

– Во-первых, это мульти и скороварки, рынок которых пока только начинает формироваться.

Также в ушедшем месяце мы начали продажи на территории Казахстана вертикальных отпаривателей,очень полезного дополнения к утюгам, незаменимая вещь для ухода за одеждой из деликатных тканей.
 
– Практикует ли компания Philips создание собственных монобрендовых магазинов?

– Нет. Насколько я знаю, в нескольких странах достаточно давно были такие магазины, , но при этом они не принадлежали Philips,.

Как показывает практика, современный покупательхочет иметь выбор, ведь очень мало людей имеют четкую приверженность к какому-либо бренду. Как правило, более 70% решений о покупке принимаются в магазине, непосредственно у полки. А значит, монобрендовые магазины мало востребованы и малоэффективны.

– А если заглянуть в будущее, какие именно разработки будут в скором времени превалировать в нашем доме?

– Наше ближайшее будущее – это «умная» бытовая техника, которая будет «разговаривать» между собой, а точнее связываться друг с другом и с пользователем посредством интернета.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

20.06.2012 • 11:00 1001

Поделиться
«Разглаженное» потребление
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus