30.05.2012 • 14:09 870

Цену повысили. Хорошо. Теперь дайте нам лондонский автобус!

Если алматинские власти будут четко следовать стратегии покрытия всех затрат перевозчиков, то проезд в мегаполисе в ближайшее время может стать «золотым».

23 мая жителей Алматы еще раз напугали. Как сообщил Total.kz со ссылкой на главного специалиста отдела пассажирского транспорта горакимата Асета Тулеушева, по расчетам экспертов управления транспорта и пассажирских дорог Алматы, проезд в общественном транспорте должен стоить 260 тенге, чтобы все затраты перевозчиков окупались.

По его словам, для частников пассажирские перевозки сегодня – это невыгодный бизнес. «Стоимость проезда в 50 тенге держится в Алматы уже четыре года. А цены на все растут! Где еще в крупных городах Казахстана вы видите такую цену? О каком обновлении автопарка вы можете говорить, когда перевозчики со своими долгами рассчитаться не могут. В прошлом году обанкротился «Экспресс-Транс», на грани банкротства находится 4-й автопарк», – сообщил Асет Тулеушев.

Специалист рассказал, что алматинцев обслуживают 22 городских автопарка. В прошлом году был открыт муниципальный парк на 200 автобусов, работающих на газе. В планах – строительство еще одного такого автобусного парка.

Напомним, за день до этого начальник городского управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Владимир Меренков объявил, что проезд в общественном транспорте Алматы подорожает до 80 тенге.

Акценты разные

Так, например, городской транспорт в большинстве городов Германии представлен автобусами, трамваями, метро или скоростными трамваями (U-Bahn) и пригородными поездами (S-Bahn). Тарифы едины для всех видов транспорта, билет действует с пересадками. Существует масса проездных и туристических билетов, позволяющих сэкономить.

Стоимость разовой поездки в берлинском транспорте 2 евро (на короткое расстояние 1,2 евро), билет на весь день стоит 5,6 евро (с окрестностями – 6 евро). Проездной на неделю стоит 24,3 евро (с окрестностями – 30 евро).

При средней зарплате немца 2,5 тыс. евро в месяц на проездной он тратит около 100 евро, или 1/25 часть средней зарплаты.

Зачастую городской транспорт и в Германии, и в других развитых странах или регулируется или принадлежит муниципалитетам.

Схема – не догма, и потому реформы коснулись и городского транспорта. Транспортные реформы, либерализующие городской транспорт, прошли в Великобритании, Дании, Швеции, Франции, Германии, Новой Зеландии и в отдельных городах по всему миру. Общее в них – это отделение планирования, регулирования и субсидирования городского транспорта от владения транспортными активами. Владеть транспортом разрешено только коммерческим предприятиям (даже если эти предприятия и находятся в собственности муниципалитета), но не самим органам власти.

При этом европейцы тратят из бюджета миллиарды евро на содержание городского транспорта.

Дороже – значит лучше, но не у нас

Самым дорогим общественным транспортом мира эксперты признали водный автобус в Венеции, билет на который стоит 8,9 доллара. По сравнению с ним автобус в столице Венесуэлы Каракасе кажется и вовсе бесплатным – 0,12 доллара. Получается, что за один билет на автобус в Венеции можно 74 раза проехаться на транспорте в Каракасе.

Городской транспорт европейских городов – самый дорогой в мире. Из первой десятки рейтинга восемь мест занимают города Европы. Так, например, после Венеции следуют трамваи, метро, автобусы и паромы в Осло, где проезд обходится от 4,34 до 6,68 доллара. Третья строчка досталась метро и автобусам Копенгагена – 4,2 доллара. Следом за ним идет Цюрих (4,08), Мельбурн (3,63), Амстердам (3,56), Мюнхен (3,29-6,58), Вена (3,01), Торонто (2,97) и замыкает десятку Лондон с ценами от 2,9 до 9,68 доллара за многоразовую магнитную карту Oystercard.

Одно из самых богатых и дорогих государств планеты – Монако – по стоимости общественного транспорта (автобуса) находится на одном уровне с Римом и Мадридом – 1,37 доллара. При этом проезд в Монако оказался дешевле, чем в Таллине (1,39), Дубровнике (1,48), Дублине и Ницце (1,58), Брюгге и Флоренции (1,64), а также Загребе (1,85), Барселоне (1,92) и Париже (2,33 доллара).

Алматы с билетом ценой в 0,55 доллара (80 тенге) может гордо носить название города с низкой стоимостью проезда. Так, 22 мая в Алматы на сессии маслихата V созыва депутаты приняли единогласное решение о повышении тарифа на перевозки пассажиров и багажа в общественном транспорте до 80 тенге за одну поездку. Ранее начальник управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы Владимир Меренков объяснял повышение цен следующим образом: «Резко возросла цена на топливо, в целом на горюче-смазочные материалы, на запчасти на резину, на сам подвижной состав. Также выросла заработная плата». Ранее проезд стоил 50 тенге.

Теперь просчитаем количество поездок, которое может себе позволить, например, житель Лондона и житель Алматы. При средней зарплате в 4,5 тыс. долларов житель Лондона может прокатиться на автобусе 1,5 тыс. раз, столько же, сколько житель Алматы при средней зарплате 823 доллара. Но городской автобус в Алматы по техническому состоянию, комфорту, чистоте и графику не совсем соответствует лондонскому автобусу.

Если же по рекомендации акиматовских экспертов цена проезда вырастет до 260 тенге, убежден, уже в чистых, курсирующих по жесткому графику, не переполненных автобусах Алматы будут просто обязаны открыть спа-салоны, а обувь пассажиров чистить при входе в салон. Ну, это как минимум…

А по большому счету…

Впрочем, автобусы в частном владении – нонсенс. Просто в эпоху всеобщей приватизации Казахстан довольно здорово переусердствовал.

На сегодняшний день в Алматы работают в основном частные автобусные парки, хозяева которых в свое время приобрели государственные парки, и теперь за счет оборота делают неплохие деньги. Водители частных автопарков гоняют по улицам города с неприлично высокой скоростью, ибо если будут ездить с приличной, то мало заработают. Причем «мало заработают» – это понятие относительное. 5-6 тысяч тенге в день для них – неприлично мало. Отсюда пробки, беспорядочное движение, минимум комфорта, грязный транспорт, неприветливые кондукторы и сервис на уровне пустыни Гоби.

Председатель ассоциации предприятий перевозчиков Алматы Юнус Гагиев просит оградить водителей от наличных денег, и тогда, по его словам, наступит порядок. Однако в это верится с трудом, так как частник все равно должен заинтересовать водителя. Как? С выручки, которая попадает в валидатор. Тогда все равно водители будут гонять по улицам Алматы не за наличные деньги, которые идут сразу в карман, а за те деньги, которые пойдут в карман из валидатора. Особой разницы нет.

Сейчас в Алматы открыто одно госпредприятие с автобусами на газовом топливе. Скоро должны открыть еще одно. То есть городские власти должны постепенно убирать с улиц частников, освобождая их для автобусов государственных предприятий.

Вывод более чем очевидный. При 80 тенге наши автобусы должны стать как лондонские. При 260 – жизнь должна превратиться в сказку.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

30.05.2012 • 14:09 870

Loading...