В стремительно развивающемся мире компании должны следовать жесткой необходимости совершенствовать свои услуги. Те компании, которые удовлетворяют требованиям своей аудитории и, более того, работают на опережение потребностей, имеют больше шансов остаться на плаву. Обычно для этого нужны огромные затраты на исследование и разработку технологий. Однако ответ зачастую лежит на поверхности: спроси совета у общества, которое готово помочь тебе совершенно бесплатно.
В 2006 году американский профессор журналистики Northeastern University Джефф Хау и редактор журнала «Wired» Марк Робинсон ввели термин краудсорсинг (англ. Crowd – толпа, sourcing – использование ресурсов), сделав тем самым для бизнеса важное открытие.
Краудсорсинг подразумевает такой процесс, когда вопрос выставляется на обсуждение неограниченному кругу лиц, каждое из которых может предложить свой путь решения. При этом с такими «кадрами» не нужно заключать трудовой договор и платить им зарплату, а в большинстве случаев люди работают просто за идею.
«Самые умные люди работают для кого-то, – цитирует американского ученого и сооснователя Microsystems Билла Джойса автор термина Джефф Хау. – Твоя команда не сможет решить всех задач, и тогда приходится обращаться к краудсорсингу. У людей, привлекаемых через краудсорсинг, могут быть те навыки, которых нет у вашего специалиста, имеющего докторскую степень».
Зачастую рабочую группу в краудсорсинге составляют непрофессионалы или же потребители продукта компании. Их преимущества – в свежем взгляде или в знании ситуации.
Как отмечет Джефф Хау, заслуга в появлении краудсорсинга в основном принадлежит интернету. Именно всемирная сеть обеспечивает общение, стирая все границы: географические и социальные.
Некоторые эксперты считают, что необходимо отделять User Generated Content (UGC) – контент, созданный пользователями, от краудсорсинга. Интересное содержание социальных сетей (музыка, фильмы, картинки, фото) – это UGC. Интернет имеет яркие примеры успешного использования «коллективных усилий». К примеру, сайт Youtube, где пользователи сами формируют контент: загружают собственно созданные видео, съемку очевидцев или же делятся музыкальными клипами. При этом они не рассчитывают на деньги, и даже на славу.
А когда за наполнением сайта стоит конкретный заказчик и при этом он имеет прибыль, тогда это уже будет называться краудсорсингом. При этом с авторами идей не заключается контракт, нет патента. В лучшем случае автор получает некоторый гонорар.
Другой пример «чистого» краудсорсинга: японская мебельная компания Muji через свой корпоративный сайт предлагает разработать, а затем оценить дизайн продукции. Эксизы-победители голосования запускаются в производство. Таким образом, компании, используя удачные мысли, просто дают возможность их автору увидеть свой замысел воплощенным.
В Казахстане технологии краудсорсинга также используются крупными компаниями, в основном работающими в IT-отрасли. Так, Куанышбек Есекеев, председатель правления АО «Казахтелеком», в ходе соответствующей панельной сессии в рамках V Астанинского экономического форума рассказал о своем опыте использования краудсорсинга.
По словам г-на Есекеева, телеком-компании, в отличие от сырьевых, все время вынуждены снижать свои тарифы ради выживания на рынке. Конкурируя с иностранными компаниями, приходится искать различные свежие идеи, в том числе – через краудсорсинг.
«Задавшись вопросом, как можно зарабатывать на абонентах, мы создали сайт, где задали нашим пользователям вопрос – какие услуги они хотят от нас получать. И мы получили много оригинальных идей. Как ни странно, 70% опрошенных нами пользователей хотят получать справки обо всем: например, где находится тот или иной ресторан, клуб, кафе. В настоящее время подобная услуга разрабатывается для ОС Android. Второй вопрос – где можно бесплатно скачать фильмы. Поэтому наши краудсорсеры предложили создать сайт с ссылками, где можно скачать фильм. И третий вопрос – как скачать подешевле 1С-бухгалтерию», – рассказал глава АО «Казахтелеком».
«XIX век был веком инсорсинга, когда крупные компании хотели иметь у себя все ресурсы. ХХ век привнес понятие «аутсорсинг» – старание крупных корпораций по максимуму «выжать» прибыль из развивающихся рынков, к примеру, размещая производства в Китае, чтобы удешевить процесс. XXI век – это век краудсорсинга», – заметил г-н Есекеев.
При этом глава «Казахтелекома» признался, что при создании портала для общения с пользователями была позаимствована идея Сбербанка России. Как выяснилось, Сбербанк с помощью предлагаемых идей экономит и зарабатывает свыше $1 млрд чистой прибыли ежегодно.
«В Сбербанке 100% персонала имеет доступ к нашей бирже идей, и мы стимулируем всех сотрудников предлагать свои идеи для совершенствования наших продуктов и нашей деятельности. За три года 200 тыс. из числа сотрудников – активные участники биржи идей. С этого года мы открыли «биржу идей» для наших акционеров и клиентов», – поделился опытом председатель правления АО «Сбербанк» Герман Греф.
Особый акцент эксперты делают на политическом аспекте краудсорсинга. К примеру, с помощью метода краудсорсинга был создан текст новой конституции Исландии.
Однако мир знает и негативные примеры краудсорсинга. Достаточно вспомнить об «арабской весне», где народными массами умело манипулировали для достижения своих целей. «Группа людей использовала большое количество безработной молодежи, очень быстро среагировавшей на призыв в социальных сетях. К сожалению, немногие политики задумываются о том, что если есть социальная деструктивная энергия, то эта же энергия может быть использована в конструктивных целях», – сказал Герман Греф.
Краудсорсинг – аналогия энергии ядерного взрыва и тренд XXI века – это вовлечение огромного количества людей, всего населения страны, для того, чтобы создавать наиболее конкурентоспособные, наиболее гибкие системы менеджмента. Вполне возможно, что этот принцип станет определяющим в бизнесе, науке и политике. Управленцам важно лишь уметь прислушиваться к своей целевой аудитории и уметь выделить из множества идей самую удачную.
«Если говорить о публичных субъектах, таких как муниципалитет города или государство, то неиспользование технологии краудсорсинга, на мой взгляд, сегодня просто недопустимо», – подчеркнул г-н Греф.
Не могли не остановиться представители бизнеса и на финансовом поощрении авторов идей. Как было отмечено в обсуждении, вознаграждение обычно не превышает 10% от прибыли. Однако даже крупные компании не балуют своих изобретателей деньгами. Как отметили казахстанские участники, вознаграждение для авторов инноваций все-таки должно быть, чтобы стимулировать процесс.