Виктор Лошак: «Независимый взгляд хорошо продается»

30.05.2012 • 08:06 1131

Виктор Лошак: «Независимый взгляд хорошо продается»

История нашей страны – это в первую очередь история нашей собственной семьи. И чуть ли не у каждой в ее истории был журнал «Огонек». И даже сейчас «Огонек» как бренд на постсоветском пространстве известнее даже, чем Coca-Cola.

В интервью «Капитал.kz» Виктор Лошак, главный редактор журнала «Огонек», рассказал о сложностях и тенденциях современной журналистики.

– Насколько сильна экспансия интернета в современных СМИ? Меняются ли формат написания статей, способы подачи материала?

– Я уже ощущаю себя актером с репертуаром, повторяющимся чуть ли не еженедельно. Мне и моим нескольким коллегам постоянно с разных сторон на разных встречах задают примерно одни и те же вопросы: «Когда же ваша бумажная пресса помрет под натиском интернета? Как вы намерены спасаться?»

Мне кажется, что паника поднялась слишком рано. Я уверен лишь в том, что интернет если что-то и убил, то это новости на бумаге. Газеты или журналы, которые ставят перед собой задачу лишь снабдить своего читателя новостями, обречены на провал. Сегодня читатель получает новости из интернета, радио и телевидения.

Тем сложнее и интереснее задача тех, кто пытается сформулировать иную повестку для своего издания.

В принципе профессия за то время, что я ей занимаюсь, по своим задачам развернулась ровно на 180 градусов. Если я и мои коллеги начинали в профессии с задачи донести как можно больше информации до читателей, то сегодня задача журналистики – защитить читателя от этого безумного вала информации, приготовить для него некоторое блюдо, которое он может получить только лишь в «Огоньке», «Московском Комсомольце», «Коммерсанте» и т.д.

Именно поэтому мы делаем журнал, понимая, что наш читатель с новостной повесткой недели уже знаком. Наша задача – двигаться с читателем дальше на переосмысление, на фокус героев важнейших событий, на рассказ о том, что происходит за политическими и экономическими кулисами, наконец, на привлечение внимания читателя к авторитетным мнениям.

Для меня беда интернета в том, что все его жанры facebook, «вконтакте», twitter и т.д., они, к сожалению, воспитывают читателей, не готовых к усилию чтения, к сопереживанию, к умению читать, возвращаясь в тексте назад. Чтение – это душевное, умственное, если хотите, сердечное усилие. Интернет и телевидение – никакое не усилие. Вот тут большие проблемы: в аудитории все больше растренированных к чтению людей.

Кроме всего прочего, интернет заставил нас очень сильно меняться. Ежедневные газеты сейчас работают с жанрами, которые были раньше присущи только еженедельникам: журналистское расследование, большие интервью, большие литературные куски и т.д. Одним словом, надо думать, надо работать и не бояться интернета.

– Если сейчас интернет воспитывает таких читателей, то через некоторое время они станут превалировать?

– Нет, не думаю. Всегда будет слой людей, которые склонны к более глубоким смысловым и этическим ощущениям. Кроме того, в нашей стране из-за демографического провала 90% выпускников школ становятся студентами. Это мировой рекорд. То есть в России вузы имеют уже социальную функцию. И как ни странно, если применить это обстоятельство к той ситуации, о которой мы говорим, создает читающую публику.

– Не так давно журнал «Огонек» стал частью ИД «Коммерсант». Как изменилась Ваша работа?

– Ни политически, ни мировоззренчески «Огонек» от перемены владельца и формата не изменился. Он изменился по авторам: их стало больше, они стали значительнее, но также большинство авторов, которые были до этого в нашем журнале, остались с нами.

Перейдя в состав ИД «Коммерсант», мы стали работать в очень большой и профессиональной семье. Мы почувствовали значительное облегчение с точки зрения работы back-office, то есть распространения, рекламы и т.д.

Изменение формата «Огонька» – это общая идея руководства издательского дома и главной редакции журнала. Идея: вернуть «Огонек» в старый формат и как бы напомнить о себе привычной аудитории, ведь «Огонек» – это один из самых известных брендов в России.

В издательском доме, конечно же, существует синергия, «Огонек» привлекает авторов из других изданий дома и как колумнистов, и как журналистов. Для меня очень серьезный индикатор, что их становится все больше. «Огонек» выиграл от вхождения в ИД «Коммерсант» значительно.

– По некоторой информации, в скором времени будет открыт «Огонек»-Казахстан. Почему именно этот журнал? Насколько он, по Вашей оценке, будет интересен для казахстанских читателей?

– Я не знаком с форматом предложений по изданию «Огонька» в Казахстане. Я знаю только, что такая идея существует, но никто мне никаких поручений относительно первого выпуска пока не давал.

Я ничего не знаю о подробностях переговоров, если они ведутся с казахстанской стороной. Но если на обложке журнала будет написано «Огонек», то я бы предпочел некий формат авторства сохранить за журналом.

«Огонек», безусловно, перспективный бренд на всем постсоветском пространстве. Так получилось, что этот журнал пронизал историю СССР, и не только формальную, но и историю каждой семьи. Я это очень хорошо вижу и по письмам читателей, и по тому, как ко мне подходят люди и говорят, что уже не в одном поколении читают журнал всей семьей.

В дотелевизионный период «Огонек» служил главным источником визуальных новостей для жителей СССР. Эта его роль очень сильно сблизила издание с его аудиторией.

Поэтому, я думаю, «Огонек» имеет такие же перспективы к изданию в Казахстане, как и на Украине, и в Беларуси и во всех странах, где советскую историю не вычеркнули, а просто переосмыслили.

– А сейчас где-нибудь кроме России издается «Огонек»?

– Нет, хотя бренд и зарегистрирован на Украине, но из-за некоторых юридических нестыковок журнал там не издается.

– В настоящее время в Казахстане работает немало журналистов из России, в то же время сейчас создается Единое экономическое пространство между тремя странами: Россией, Казахстаном и Беларусью. Стоит ли ожидать большей экспансии со стороны российской журналистики в нашей республике? Будут ли открываться филиалы российских изданий в Казахстане?

– Я не считаю, что это происходит искусственно. В журналистике, как и в любой другой сфере, существуют стандарты. Если есть страны, уже достигшие определенного уровня, то развивающиеся страны, тем более такие молодые тигры как Казахстан, просто перекупают специалистов.

В России, когда журналистика начала развиваться как бизнес, тоже много было специалистов из-за рубежа. Это нормальный рыночный процесс, в нем нет идеологической составляющей.

– Современная рыночная ситуация диктует определенную зависимость СМИ от рекламодателей, в то же время все ждут от журналистов объективности и непредвзятости. Как совместить эти два обстоятельства?

– Зрелость российского рынка равна тому, что владельцы медиабизнеса начинают осознавать и придерживаться того, что СМИ необходима независимость в широком смысле, так как химически чистой независимости в принципе не бывает. Они понимают, что независимость – это рыночная категория. Умение быть скептичным к власти, бизнесу, оппозиции и т.д. вызывает доверие, и такие издания покупают. Если быть до конца циничным, то независимый взгляд хорошо продается.

Чем СМИ более партийно, тем оно и более маргинально – лишь «для своих».



Член IPI (Международного института прессы), председатель общественного совета и член коллегии министерства образования и науки, профессор МГИМО МИД.

Работал в прессе Украины спортивным репортером, фельетонистом, редактором отдела экономики. С 1985 года – репортер газеты «Известия».

С 1986 года – в «Московских новостях». С 1993 года по сентябрь 2003 года – главный редактор «МН», председатель совета директоров АО «Московские новости». Один из создателей первого негосударственного средства массовой информации – с 1990 года «Московские новости» были превращены в кооперативную, а затем акционерную собственность.

Сентябрь 2003 – ноябрь 2004 года – главный редактор журнала «Огонек». В июне 2005 года снова занял этот пост.

Лауреат премий Союза журналистов СССР и России, награжден орденом Почета, медалями, польским орденом Офицерского Креста. Признавался «Медиаменеджером года», «Главным редактором года».
 

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

30.05.2012 • 08:06 1131

Поделиться
Виктор Лошак: «Независимый взгляд хорошо продается»
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus