23.05.2012 • 12:19 582

Оловянный юбилей в полете

«Эйр Астана» принимает подарки и подсчитывает убытки

Компания «Эйр Астана» недавно отпраздновала свой первый серьезный юбилей. 15 мая 2002 года Boeing 737 с логотипом «Эйр Астаны» совершил свой первый рейс из Алматы в Астану, это был первый самолет такого класса в республике. Эту дату и принято считать днем рождения нового национального авиаперевозчика Казахстана, хотя постановление правительства о создании ЗАО «Эйр Астана» было подписано 29 августа 2001 года, а договор с британской BAE Systems PLC – 2 сентября 2001 года.

За 10 лет своего существования авиакомпания «Эйр Астана» выполнила более 195 тыс. 500 рейсов и перевезла более 16,2 млн пассажиров.

На сегодня флот воздушных судов «Эйр Астаны» состоит из 26 современных самолетов, осуществляющих рейсы по более чем 50 внутренним и международным направлениям. Национальный авиаперевозчик за период 2001–2011 годов выплатил в госбюджет Казахстана налоговых платежей в размере $249,9 млн. Первоначально на создание авиакомпании из госбюджета было выделено $8,5 млн.

Несмотря на радостное событие, начало года оказалось несколько сложным для компании. Первый квартал 2012 года для флагмана отечественной авиации был убыточным. «Начало года, действительно, не было удачным для нас, но это традиционно для авиационной отрасли из-за сезонного снижения пассажиропотока. Но результаты за апрель и первую половину мая уже значительно лучше, и мы стали вновь прибыльны», – пояснил Питер Фостер, президент АО «Эйр Астана».

Согласно прогнозу руководителя компании, в 2012 году компания будет прибыльной, но в значительно меньшей степени, чем это было в предыдущие два года. Данное обстоятельство идет в унисон с тенденцией во всей глобальной авиации.

Уточним, что чистая прибыль «Эйр Астаны» в 2011 году составила $62 млн при марже в 8%. Однако убытки за первый квартал этого года составили $10 млн, а негативная маржа равна 3%. Но уже в апреле прибыль авиакомпании выросла до $2,3 млн и соответственно маржа стала положительной – 6%.

«В целом за год, мы ожидаем, что маржа чистой прибыли не превысит 3-4% в этом году, а прибыль будет порядка $30 млн», – уточнил г-н Фостер.

В большей степени снижение этих показателей связано с высокими ценами на авиатопливо. Как известно, авиатопливо – это самая большая статья расходов в бюджете авиакомпаний. В 2012 году дефицит авиатоплива для «Эйр Астаны» составит 55 тыс. тонн, восполнять его придется за счет поставок из России.

Как сообщалось ранее, «Эйр Астана» с 5 апреля 2012 года в целях компенсации роста цен на авиационный керосин ввела топливный сбор, который привел к повышению цены на авиабилеты на внутренних рейсах авиакомпании в среднем на 16%. Однако это нововведение не решило проблемы. «Как вы знаете, мы недавно ввели топливный сбор на внутренних направлениях, призванный устранить убытки от повышения цен на авиатопливо. Но на самом деле он только отчасти покрывает наши расходы, так как с прошлого года цены на авиационный керосин практически удвоились», – поясняет ситуацию президент АО «Эйр Астана».

В то же время проблема не только в стоимости керосина, но и в его количестве. «В Казахстане производится недостаточно авиатоплива», – подчеркивает г-н Фостер. Глава отечественной авиакомпании уточнил, что они очень активно обсуждают этот вопрос «как с министерством нефти и газа, так и с ФНБ «Самрук-Казына». И надеемся, что в скором времени положительные сдвиги в этом вопросе будут», – заключил Питер Фостер.

На фоне повышения цен на внутренние рейсы особенно неприятно осознавать, что «Эйр Астана» ожидает повышения цен по европейским направлениям. Это связано с тем, что с начала 2012 года все авиакомпании, выполняющие рейсы в Европу или из нее, должны приобретать квоты на выбросы парниковых газов пропорционально их объему перевозок. Такие опасения связаны с тем, что Россия, ранее выступавшая категорически против таких нововведений, теперь изменила свой настрой.

По сообщению СМИ, российские авиакомпании согласились предоставить статистику по своим выбросам для ЕС, но надеялись, что им не придется платить, ожидая активных запретительных мер со стороны властей, которых не последовало. Однако, согласно источникам газеты «Коммерсант», «в правительстве свидетельствуют, что в дальнейшем Россия собирается играть лишь роль наблюдателя в глобальном авиационном конфликте».

«Правительство Казахстана не так явно и публично высказывало свое отношение относительно данного вопроса, как это делали, к примеру, правительства России, Китая и Америки, – уточняет г-н Фостер. – Однако IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта) заняла достаточно четкую позицию в этом вопросе и рассматривает квоты как дополнительный налог».

В то же время президент АО «Эйр Астана» заявил, что «на данный момент, так как европейское правительство приняло данный закон, все указывает на то, что мы будем вынуждены платить. И, безусловно, это повлияет на стоимость полетов по европейским направлениям».

Представители же отечественного авиаперевозчика не готовы предоставить информацию о том, на сколько будут повышены цены. По различным оценкам, появившимся в СМИ, стоимость авиабилетов вырастет в среднем на $5-25. По оценкам Министерства транспорта России, увеличение составит от 5 до 40 евро.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

23.05.2012 • 12:19 582

Loading...