USD
443.85₸
-0.470
EUR
474.30₸
+0.970
RUB
4.80₸
+0.040
BRENT
88.23$
+0.020
BTC
63855.80$
-250.200

Рынок запчастей: цивилизованность или доступность?

Мировые автомобильные концерны защищают свои товарные знаки и призывают Казахстан идти по пути цивилизованного рынка. В против...

Share
Share
Share
Tweet
Share

Мировые автомобильные концерны защищают свои товарные знаки и призывают Казахстан идти по пути цивилизованного рынка. В противовес им независимые поставщики пугают общественность высокими ценами на запасные части, ремонт и техническое обслуживание автомобилей. Пока баланс интересов сторон не прощупывается.

8 февраля, согласно приказу председателя Комитета таможенного контроля Минфина РК, товарные знаки Toyota и Lexus включены в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Это сделано по заявлению ТОО «БМФ Груп». Вслед за Toyota свои товарные знаки на казахстанском рынке собираются защитить и другие крупные автомобильные концерны. Это должно резко сузить количество поставщиков.

До внесения товарных знаков в реестр запчасти на Toyota в Казахстан ввозили 200-300 импортеров. Теперь единственной компанией, имеющей право ввозить вышеуказанные запчасти, стало ТОО «Тойота Мотор Казахстан». То есть любой поставщик с запчастями Toyota и Lexus, согласно процедуре, прописанной в Таможенном кодексе РК, может быть задержан на таможне. Таможенники имеют право приостановить растаможку на 10 дней, и одновременно уведомляют о наличии такой партии товара правообладателя – Toyota Motor Corporation.

В течение этого срока представители правообладателя должны приехать на склад временного хранения и проверить легальность товара. Одновременно они выяснят, является ли компания, ввозящая товар, авторизованным дилером компании. В случае необходимости представители компании могут продлить срок приостановки товара еще на 10 дней и подать заявление в суд, который и решит судьбу задержанного товара.

За цивилизованный рынок

Не случайно управляющий партнер ТОО «БМФ груп» Юрий Болотов ратует за цивилизованный рынок, где уважают интеллектуальную собственность. По его мнению, приостановка растаможки на границе еще не значит, что товар обязательно уничтожат. «В некоторых случаях, сняв с него товарные знаки, его можно будет пустить в розницу», – заметил он.

Внесение товарных знаков в реестр, по идее, должно поставить заслон ввозу в Казахстан контрафактных запчастей. Кстати, контрафактной признается любая продукция, произведенная не уполномоченными со стороны Toyota Motor Corporation фирмами, а также продукция, ввезенная в Казахстан без разрешения правообладателя.

Как только новость стала общедоступной, в казахстанском обществе возникли различные версии, как обойти заслон на границе. Некоторые искренне полагают, что обойти таможню можно так: ввезти товар в Казахстан без товарных знаков и упаковать его внутри страны, благо с упаковкой проблем нет.

Но, как подчеркнул Юрий Болотов, «такие партии товаров можно легко отследить и принять меры против нарушителей». При этом он отказался более подробно рассказать, как они это будут делать. «Каким конкретно образом мы это сделаем, я вам рассказывать не стану – это наше ноу-хау. Вы же знаете, как полиция борется с ворами? Так как воры постоянно совершенствуют свое ремесло, полиция вынуждена постоянно совершенствовать методику раскрытия краж. Примерно так», – пояснил г-н Болотов.

Между тем, поставщикам вроде и беспокоиться пока нечего. Ранее в СМИ прошла информация о том, что Toyota Motor Corporation дала шестимесячную отсрочку для поставщиков запчастей. Правда, г-н Болотов уточнил, что это никакая не отсрочка, а скорее мораторий. «Мы не будем противодействовать исполнению контрактов, которые импортеры запчастей заключили до вступления Казахстана в Таможенный союз. Но каждый случай будет рассматриваться индивидуально. Если товар – явная подделка, то он будет в обязательном порядке уничтожаться вне зависимости от того, когда заключен контракт на его поставку», – заявил он.

За доступные запчасти и ремонт

Оптимизм Toyota Motor Corporation не разделяет Независимый автомобильный союз Казахстана. По мнению его главы Эдуарда Эдокова, внесение товарных знаков Toyota и Lexus в реестр ведет к монополизации рынка, вынудит независимых импортеров уйти в теневой сектор и, тем самым, резко снизит поступления налоговых отчислений в бюджет.

Монополизация очевидна: если сейчас запасные части ввозят все, кому это интересно и выгодно, то с 1 сентября, когда закончится срок моратория, на рынке останется один поставщик – ТОО «Тойота Мотор Казахстан». «Только они смогут ввозить в Казахстан и растамаживать оригинальные запасные части», – заметил г-н Эдоков.

Из-за усложненной процедуры на таможне партии товаров можно будет держать на складах временного хранения 20 дней. Параллельные импортеры, как по-другому называют независимых поставщиков, будут вынуждены весь этот срок оплачивать услуги складов. «А если у поставщика нет разрешения от правообладателя, то товар по решению суда вообще могут уничтожить», – сетует Эдуард Эдоков.

А так как разрешение ввозить запчасти на автомобили Toyota может получить только «Тойота Мотор Казахстан», то параллельным импортерам придется: первое, заняться розничной продажей запчастей, второе, ввозить нелегально явные подделки и наводнять ими казахстанский рынок.

А то, что подделки будут пользоваться спросом, свидетельствуют цены на запчасти. Так, решетка радиатора на Toyota Camry 30 в «Toyota Центр Жетiсу» стоит 28 тыс. тенге, «Toyota Центр Алматы» – 28,5 тыс. тенге со сроками поставки 20-25 дней, тогда как на рынке она уже имеется в наличии по цене 19,815 тыс. тенге. И примерно такая же разница практически по всем запчастям. Потенциальные клиенты могут просто перестать обращаться в фирменные центры, а весь спрос перетечет в сегмент явных подделок. А раз там будет спрос, значит, будет и предложение.

Результатом ухода независимых импортеров в тень станет сокращение занятости и снижение налоговых поступлений в бюджет.

Также Эдуард Эдоков подробно остановился на том, почему запчасти должны подорожать, как только рынок будет монополизирован со стороны «Тойота Мотор Казахстан». «Как нам заявили представители Toyota, пока Казахстан в их схеме является Европой, поставки запасных частей на наш рынок будут осуществляться через европейский хаб по европейским ценам. А там зачастую оптовые отпускные цены на запчасти выше, чем розничные цены на те же запчасти, ввезенные в Казахстан из Объединенных Арабских Эмиратов», – пояснил г-н Эдоков.

Кроме того, существенно удлинятся и сроки поставки запчастей. На сегодняшний день максимальный срок поставок запчастей у официальных европейских дилеров достигает 70 дней. Для сравнения: независимый поставщик за четыре часа долетит до ОАЭ, и на следующий день, даже с учетом растаможки, 15 тонн запчастей доставят в Алматы.

А вслед за ростом цен на запчасти вырастет стоимость ремонта и технического обслуживания. Зачастую работники станций технического обслуживания высчитывают цену за свои услуги исходя из цен на запчасти. Если запчасть стоит 100 тыс. тенге, то ее замена оценивается порядка 10 тыс. тенге.

Сегодня, как ни гляди, стороны конфликта не хотят идти на компромисс. Если, как призывает г-н Болотов, идти к цивилизованному рынку, то подорожает все: оригинальные запчасти, ремонт и техническое обслуживание. Учитывая снизившуюся из-за кризиса покупательную способность казахстанцев, такой сценарий развития событий никому не нужен. Если же, как призывает г-н Эдоков, оставить все как есть, то Казахстан еще на долгие годы останется страной третьего мира, а рынок будет непрозрачным.

Однако, и все это понимают, компромисс все равно нужен, чтобы не только повысить степень цивилизованности рынка запчастей, но и потребителя не обидеть.

Справка. ТОО «БМФ Груп» – юридическая компания, которая официально представляет интересы компании Toyota Motor Corporation в области интеллектуальной собственности на территории Республики Казахстан.

ТОО «Тойота Мотор Казахстан» – эксклюзивный дистрибьютор автомобилей, запчастей и аксессуаров Toyota и Lexus в Республике Казахстан, назначенный Toyota Motor Corporation.

Независимый автомобильный союз (НАС) Казахстана – общественное объединение, созданное в поддержку инициативы президента РК по наведению порядка и обеспечению безопасности на дорогах Казахстана, а также для защиты интересов автовладельцев Республики Казахстан.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.