04.04.2012 • 08:09 872

Под землей своего сознания

Венгры привезли драматическую романтику в Казахстан

Несколько лет назад мне довелось побывать в Венгрии. Советское прошлое чувствуетcя здесь практически в каждом переулке, каждом закутке этой уже «западной» страны. Еще в памяти остались многочисленные католические соборы, вино и здание парламента в Будапеште. На фоне этих «не впечатляющих впечатлений» особенно остро почувствовалась вся необычность и пронзительность венгерского кинематографа.

С 30 марта по 1 апреля в Алматы проходил фестиваль романтических комедий «Из Венгрии с любовью» при поддержке киноклуба Олега Борецкого. Оговорюсь сразу: по всей видимости, при анонсировании романтических комедий организаторы рассчитывали привлечь как можно больше посетителей в теплые весенние деньки, когда хочется легкости и непринужденности во всем. Только этим обстоятельством я могу объяснить тот факт, что в ряду всех прочих венгерских картин затесался такой совершенно не романтичный и не комедийный фильм как «Контроль», хотя элементы и романтики, и комедии, безусловно, в нем присутствуют.

Этот фильм Нимрода Антала, снятый в 2003 году, критики называют сюрреалистически-мистической драмой. Хотя я бы скорее назвала его урбанистическим побегом от действительности. Все действие фильма проходит на территории метро, более того, главный герой фильма ни разу так и не поднимается в мир реального города. Антураж метро как нельзя лучше передает давящую атмосферу внутреннего сознания любого жителя мегаполиса, начиненную страхами и фобиями. С этим художественным замыслом режиссера связаны и немалые неудобства съемочного процесса. Так, режиссеру и продюсеру картины пришлось обить немало порогов венгерских чиновников, прежде чем найти поддержку в лице директора будапештской компании общественного транспорта Ботонды Абой. Запрет на съемки этого фильма объясняется тем, что работники метро, а в частности контролеры, которые и являются главными действующими лицами картины, мягко говоря, показаны в неприглядном и непрофессиональном виде.

Но вот за что я люблю европейцев, так это за терпимость, дипломатичность и уважение к искусству. Консенсус был все же найден: перед фильмом было вставлено обращение г-на Абоя, где он поясняет, что персонажи фильма не имеют ничего общего с реальными контролерами будапештской подземки. В то же время весь фильм пришлось снимать по ночам, в промежутке с 23.30 до 4.30 утра, когда не ходят поезда.

Безусловно, фильм изобилует определенным набором киноштампов. Например, альтер-эго главного героя настолько ужасно, что убивает ни в чем не повинных зазевавшихся пассажиров, а озарение к главному герою приходит непременно в виде символа мудрости – совы. Однако все эти предсказуемые повороты сюжета не замечаешь на фоне совершенно чумовых видов метро. То, с какой любовью г-н Антала относится к видам венгерской подземки, нельзя передать словами. Многие из кадров фильма можно считать отдельными объектами визуального искусства. Оператор «Контроля» Гюла Падош совершенно заслуженно получил призы за свою работу на нескольких престижных международных кинофестивалях.

«Контроль» – это фильм понятный для каждого из нас, фильм о страхах перед будущим, фильм о нежелании идти вперед, о неспособности брать ответственность. О том, что, с одной стороны, мы все такие современные и решительные, но на поверку не способны противостоять жестокости повседневности. На примере гиперболизированных «городских сумасшедших» фильм описывает абсурдность повседневной действительности для каждого из нас. Как и большинство фильмов подобного жанра городской драмы, «Контроль» напичкан сценами насилия, драк и ругани. Но режиссер не пытается достучаться до нас путем нарочито откровенного «рубилова», а скорее нацелен на рассказ о нелепости ситуаций, их причин и наших действий в них.

Как я отмечала выше, в фильме есть и романтическая составляющая. В конце концов из темного царства собственного сознания, заточенного в стены метрополитена, главного героя, в исполнении красавца Шандора Чаный, спасает только настоящая любовь. Именно чувственная составляющая способна противостоять страхам, фобиям и гнету современного урбанистического ритма жизни. Современный герой от Нимрода Антала – это чувствующий герой. Не бойтесь чувств и станете сильны.

Награды фильма:

•    Лучший фильм (Chicago International Film Festival)

•    Лучший дебют (Каннский кинофестиваль)

•    Приз Моцарта за лучшую музыку – группа «Нео» (Aubagne International Film Festival)

•    Приз зрительских симпатий (Philadelphia Film Festival, Warsaw International Film Festival)

•    Лучший актер – Шандор Чаный (Mexico City International Contemporary Film Festival, Hungarian Film Critics Award, Fringe Report Award)

•    Самый популярный фильм (продюсер Тамаш Хатласса), Приз критиков, Мемориальная награда Шандора Симо – Нимрод Антал (Hungarian Film Week)

•    Лучший режиссер – Нимрод Антал (Copenhagen International Film Festival)

•    Лучший оператор – Гюла Падош (Brothers Manaki International Film Festival, Hungarian Film Week, Copenhagen International Film Festival)

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

04.04.2012 • 08:09 872

Поделиться
Loading...
  • Kapital.kz – информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. Запрещается использование материалов Центра деловой информации Kapital.kz казахстанскими интернет-СМИ, несмотря на наличие гиперссылки на источник. Данным разрешением обладают исключительно информационные партнеры. Также не допускается перепечатка материалов делового портала Kapital.kz, которые прозвучали в эфире радиостанций, телеканалов, появились на страницах газет или были размещены на интернет-ресурсах, являющихся информационными партнерами Kapital.kz.
    Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus