USD
443.35₸
-0.870
EUR
475.54₸
-0.840
RUB
4.82₸
BRENT
89.35$
BTC
62937.90$
-855.600

Казахстан: пшеница есть, моря – нет

В прошлом году Казахстан собрал рекордный за 60 лет урожай пшеницы – почти 30 млн тонн. Страна, которая собирается войти в пят...

Share
Share
Share
Tweet
Share

В прошлом году Казахстан собрал рекордный за 60 лет урожай пшеницы – почти 30 млн тонн. Страна, которая собирается войти в пятерку мировых зерновых экспортеров, столкнулась с проблемой экспорта. Сложная логистика делает казахстанское зерно слишком дорогим и неконкурентоспособным на мировом рынке. Почему инфраструктура Казахстана оказалась не готова к экспорту большого объема зерна?

$200 млн на транзит

«Мы можем поставить на внешние рынки 15 млн тонн пшеницы, но логистика не позволяет нам выходить на эти рынки с конкурентоспособными ценами», – говорит Муслим Умирьяев, вице-министр сельского хозяйства РК.

Главная проблема страны в том, что Казахстан – единственный мировой зерновой экспортер, который не имеет выхода к морю. По данным министерства, на транзит по железной дороге нужно 15 тыс. вагонов, чтобы ежемесячно экспортировать миллион тонн зерна. У Казахстана их только 5000.

После развала Советского Союза для казахстанского зернового бизнеса был установлен специальный налоговый режим, чтобы стимулировать развитие отрасли. В итоге три года назад страна столкнулась с перепроизводством. Такой урожайности – в 20-21 центнер с гектара – у Казахстана не было несколько десятков лет.

«В СССР внутренний рынок был более емкий, и излишки казахстанского зерна легко распределялись. А сейчас из-за нашего положения мы проигрываем России и Украине, наше зерно из-за стоимости доставки становится на $100 дороже, чем у конкурентов», – говорит ответственный секретарь министерства сельского хозяйства Евгений Аман.

А чтобы уже сейчас освободить элеваторы и хранилища под следующий урожай, правительство вынуждено субсидировать затраты на транспортировку зерна через Россию к портам на Черном и Азовском морях, откуда зерно пойдет в Европу и Африку.

Из государственного бюджета экспортерам сейчас платят по $40 за каждую тонну перевозимого зерна. Суммарно за два года на перевозку к морю 5 млн тонн зерна Казахстан потратил $200 млн.

Казахстан меняет направление экспорта

Транзит зерна через Россию не выгоден Казахстану, там его ждут лишь сильные конкуренты – российское, украинское и европейское зерно. «Казахстану нужны рынки Ирана, Афганистана, Азербайджана, Турции», – говорит Нурлан Тлеубаев, президент Зернового союза Казахстана.

«В следующем году грузинская железная дорога соединится с турецкой. Мы сможем зайти в Азербайджан и Турцию не через Черное море, а через Каспийское и по железной дороге. Больше не надо будет везти зерно через Россию», – отмечает г-н Тлеубаев. По его словам, те инвесторы, которые сейчас создадут флот сухогрузов на Каспийском море, получат в будущем огромную выгоду. «Кто первый это сделает – тот будет «на коне», – считает г-н Тлеубаев.

Два года назад Казахстан собирался вложить $100 млн в покупку и строительство собственных зерновых терминалов на Черном море, однако отказался от этой идеи. Главная задача теперь – увеличивать пропускную способность каспийских портов Актау и Бейнеу.

«Мы не считаем целесообразным покупать терминалы в Грузии, России или Украине, нам проще и правильнее строить их на границе с Китаем и Ираном, – говорит Евгений Аман. – В Иране у нас уже есть терминалы, и мы будем строить еще».

Экспорт зерна «убивает» экспорт муки

Две тонны муки из трех, произведенных в Казахстане, страна продает на экспорт. Такого показателя нет ни в одной стране мира – 25% мирового экспорта муки сейчас приходится на Казахстан, говорит Евгений Ган, президент Союза зернопереработчиков и хлебопеков Казахстана. «Мы экспортируем 330 тыс. тонн муки в месяц, Россия столько продает за год», – объясняет он.

Центральноазиатский рынок муки для Казахстана сокращается, поскольку страны, в которые мы поставляем зерно, начинают производить собственную муку. «Сейчас Казахстан помогает соседям развивать мельничное производство своими же руками», – констатирует г-н Ган. Он полагает, что экспортные рынки зерна и муки должны быть разными.

Ерлан Байдаулет, экономический советник министерства индустрии и новых технологий, считает, что Казахстану давно пора развивать собственное производство продукции из зерна. Пусть пока и с помощью инвесторов.

«Сейчас катарская Hassad Food готова инвестировать огромные суммы в производство готовой продукции, – сказал г-н Байдаулет в одном из интервью. – Эта компания уже вложила $500 млн в развитие полного производственного цикла в Австралии, и почти столько же она готова инвестировать в Казахстане».

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.